Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Лопухов, Андрей Васильевич

Лопухов, Андрей Васильевич

Театр

20 августа 1898 - 23 мая 1947

артист балета и педагог, мастер характерного танца


Андрей Васильевич Лопухов (8 [20] августа 1898, Санкт-Петербург — 23 мая 1947, Ленинград) — артист балета и педагог, мастер характерного танца. Заслуженный артист РСФСР (1939)

Биография

Вырос в семье, тесно связанной с балетом, младший из четырёх братьев и сестёр, учившихся в хореографическом отделении Императорского театрального училища и ставших артистами петербуржской сцены. Старшая сестра Евгения, как и Андрей, имела амплуа характерной танцовщицы, кроме академической сцены выступала на эстраде и в оперетте. Фёдор Лопухов, известен не только как танцовщик Мариинского театра, но в большей мере как балетмейстер, возглавивший в 1920-е годы хореографическую труппу ГАТОБ и активно искавший в своих постановках новые пути развития хореографии. В 1930-е годы он стал создателем балета Малого театра. Следующая сестра — Лидия Лопухова (1892—1981) — известна выступлениями в Русских Сезонах Дягилева, выйдя замуж за английского экономиста Кейнса, выступала в США и Великобритании с 1910 по 1934 годы.

Хореографическое образование получил в Петроградском театральном училище. Его педагогами называют Л. С. Леонтьева и А. В. Ширяева, однако надо заметить, что А. В. Ширяев, выдающийся мастер характерного танца, покинул Россию, когда Андрею Лопухову было около 11 лет и вернулся, когда тот уже был танцовщиком ГАТОБ. Окончил училище в 1916 году и поступил в Мариинский театр, где проработал до 1945 года. Участвовал в постановках, осуществляемых его братом Фёдором в создаваемом ленинградском Малом оперном театре. Был ведущим характерным танцовщиком Ленинграда, С 1927 преподавал искусство характерного танца в специальном классе в театре и Ленинградском хореографическом училище, с 1930 — в ленинградском Малом оперном театре и эстрадном техникуме. Одновременно с 1938 в Московском хореографическом училище.

Судя по воспоминаниям Л. И. Абызовой «Военные хроники ленинградского балета», опубликованным на сайте Академии русского балета им. Вагановой [1], во время Великой отечественной войны находился вместе с театром в эвакуации в Перми, также как брат Фёдором и старшая сестра Евгения, которая скончалась там в 1943 году. В эвакуации продолжал преподавание в хореографическом училище.

Среди его учеников: И. Д. Бельский, Ю. Н. Григорович, Т. В. Балтачеев, И. Н. Утретская, Н. Р. Мириманова. В соавторстве с А. И. Бочаровым и А. В. Ширяевым написал учебник «Основы характерного танца», первое методическое пособие в этой области, изданное в 1939 году. В 2010 году издательство «Лань» переиздало учебник (ISBN 978-5-8114-0601-2). Рукопись написанных им мемуаров «20 лет характерного танцовщика» хранится в библиотеке Ленинградского отделения ВТО.

Партии

Андрей Лопухов быстро стал ведущим характерным танцовщиком, исполнявшим партии и танцы во многих балетах классического репертуара: танцы — испанский в балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро» и «Арагонской хоте» на музыку М. И. Глинки, славянский, украинский в балете Ц. Пуни «Конёк-Горбунок», сарацинский и панадерос в балете А. К. Глазунова «Раймонда», фанданго на музыку Э. Ф. Направника в балете Л. Минкуса «Дон Кихот», форбан в балете А. Адана «Корсар», мазурку, краковяк и лезгинку в операх М. И. Глинки «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», половецкие пляски в опере Бородина «Князь Игорь». М. достигал впечатления стихийной мощи и темперамента танец в балете Л. Минкуса «Баядерка».

Большое внимание уделял скрупулёзной отработке внешнего рисунка партии и драматургич. разработке роли. Благородство лаконичного жеста, красота выверенного до мелочей пластич. рисунка, особая элегантность отличали его исполнение в академич. репертуаре. Упорной. вдумчивой работой достигал впечатления стихийной мощи и темперамента.

Участвовал во многих постановках Фёдора Лопухова, которые в 1920-е годы имели экспериментальный характер и часто не имели видимого успеха. Он участвовал (7 марта 1923 года) в постановке экспериментального балета «Величие мироздания» на музыку 4-й симфонии Бетховена, в котором балетмейстер пытался языком танца выразить философскую концепцию эволюционного развития. Несмотря на то, что балет не имел успеха и выдержал всего одну постановку, оригинальность и глубина замысла были таковы, что эта балет постоянно обсуждается специалистами. Также не получил успеха балет композитора В. Дешевова «Красный вихрь» (29 октября 1924), в котором А. Лопухов исполнял танцы шпаны, признанные наиболее удачными в этой постановке. В том же Андрей Лопухов исполнил роль Чернобога, в поставленном Фёдором 26 марта 1924 года скоморошьем действии на музыку М. Мусоргского «Ночь на Лысой горе». Постановка также не получила успеха, возможно из-за явного несоответствия серьёзного характера музыки идее скоморошьего зрелища. Фёдор возвращается к идее скоморошьего зрелища, поставив 2 января 1927 года «Байку про лису, петуха, кота да барана» на музыку И. Ф. Стравинского. В этом спектакле Андрей танцевал петуха. В том же году (27 апреля 1927 года) Фёдор поставил на музыку Э. Грига имевший большой успех балет «Ледяная дева», насыщенный норвежскими этнографическими мотивами. В нём этом балете Андрей исполнил партию Дружко. Спектакль по форме напоминал классические роман и вскоретические балеты, а элементы новизны были заметны только искушенному зрителю. Мотивы этой постановки нашли своё развитие в ряде советских балетов. В 1935 году Фёдор Лопухов уже на сцене Малого оперного театра ставит балет Д. Д. Шостаковича «Светлый ручей». В постановке приняли участие и Андрей, и старшая сестра Евгения Лопухова. Спектакль был откровенно пропагандистским, прославлял счестливую жизнь советских колхозников. Сначала он был принят вполне благосклонно и Фёдора Лопухова даже пригласили поставить этот спектакль в Большом театре. Но видимо, картина счастья была слишком вызывающа и вскоре несколько балетов Шостаковича были подвергнуты разгромной критике.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ