Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Абрамов, Яков Васильевич

Абрамов, Яков Васильевич

Литературоведы

русский публицист, журналист, литературный критик и исследователь народной жизни; автор рассказов и очерков о судьбах крестьян в пореформенной деревне и жизни обитателей городских окраин


Яков Васильевич Абрамов (21 октября [2 ноября] 1858 , Ставрополь-Кавказский — 18 сентября [1 октября] 1906, Ставрополь-Кавказский) — русский публицист, журналист, литературный критик и исследователь народной жизни; автор рассказов и очерков о судьбах крестьян в пореформенной деревне и жизни обитателей городских окраин.

Биография

Родился в Ставрополе-Кавказском, из семьи мещан. Первоначальное образование получил под руководством отца. Затем поступил в ставропольскую гимназию, но из шестого класса, вследствие неприятностей с гимназическим начальством, перешёл в местную духовную семинарию и, по окончании в ней курса «общеобразовательных наук», поступил в 1877 году в Медико-хирургическую академию, которую в 1878 году был вынужден оставить в связи «с привлечением по делу о распространении книг преступного содержания» и по объявлении Высочайшего выговора был выслан из столицы — Санкт-Петербурга — на родину. В декабре 1880 года вернулся в Петербург, и с тех пор началась журнальная деятельность писателя (в газеты он писал корреспонденции, ещё будучи в гимназии). Первым его произведением был этнографический рассказ «Среди сектантов», напечатанный в «Слове» в 1881 году под псевдонимом Федосеевец. В том же журнале появился следующий рассказ его «Мещанский мыслитель» (1881 год, № 4).

Через Г. И. Успенского познакомился с Г. З. Елисеевым и Н. К. Михайловским. С 80-х годов XIX века был неутомимым и плодовитейшим сотрудником многих журналов и газет, как столичных, так и провинциальных. В 1881—1884 годах постоянный сотрудник «Отечественных записок», то есть вплоть до их закрытия, автор многих статей о сектантах, других рассказов и статей. После закрытия «Отечественных записок» Абрамов поступил в июне 1884 года на работу в статистическое бюро санкт-петербургской земской управы и по поручению его составил статистическое описание шлиссельбургского и петербургского уездов, занявшее 3 тома (2 тома вышли в 1884 году, третий появился осенью 1886 года).

С 1882 года он стал также сотрудничать в «Устоях» (где был одним из участников издательской артели этого журнала) и «Деле».

С 1885 года работал сотрудником «Северного вестника», где в 1888—1889 годах вёл отдел «Из провинциальной печати» и занимался разбором вновь выходящих книг по земской жизни России, а также по этнографии и географии. Постепенно отходил от публицистики, всё больше и больше внимания уделяя вопросам народного просвещения и образования.

С июля 1885 года Абрамов принимал также постоянное участие в «Неделе», составляя для каждого номера передовые и отдельные статьи по внутренним и научным вопросам. Сверх этого публицист поместил ещё ряд статей в «Русском курьере», «Московском телеграфе», «Тереке», «Тифлисском вестнике», «Новом обозрении», «Экономическом журнале» и приготовил много объёмистых статей для издаваемой товариществом Вольф «Живописной России».

Им написана одна из первых биографий Всеволода Гаршина, опубликованная в 1889 году в сборнике «Памяти В. М. Гаршина».

С 1890 года жил в Ставрополе. Работал юристом и торговым агентом. Печатался в газете «Северный Кавказ», «Приазовский край», в журнале «Новое слово» и других периодических изданиях. Издавал популярно-просветительские книги («Популярная юридическая библиотека», «Новейшие успехи знания»), опубликовал также ряд биографий — Х. Колумба, Б. Франклина, М. Фарадея, И. Песталоцци и других в сериях «Жизнь замечательных людей» и «Популярная библиотека» Ф. Ф. Павленкова.

Скончался 18 сентября (1 октября по новому стилю) 1906 года в родном городе. Похоронен на одном из ставропольских кладбищ, могила утрачена.

Анализ творчества

Литературною своею деятельностью Абрамов примыкал к той части русской интеллигенции, которая, отодвигая на второй план вопросы общественно-политические, считала основною задачею современной им государственной жизни России — энергичную работу на помощь народу. Но не только экономические потребности русского простолюдина занимали публициста. Как можно видеть из перечня его статей, половина их посвящена расколу. В русских раскольниках, в особенности в последователях рационалистических сект, Абрамов видел людей «ищущих правды», людей богатых, правда, несколько болезненным идеализмом, но который, при мягком к нему отношении, не будет весь уходить в мистицизм и фанатизм, а, напротив, вольёт в народный организм струю бодрого, деятельного и творческого настроения.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ