Наталья Петровна Копцева (род. 29 июля 1963, Сысерть, Свердловская область, СССР) — российский философ, культуролог, общественный деятель, специалист в области онтологии и теории познания, философии искусства, истории философии и истории религий. Доктор философских наук, профессор.
Разработчик (совместно с Д. В. Пивоваровым и В. И. Жуковским) современной теории изобразительного искусства и метода философско-искусствоведческого анализа произведений изобразительного искусства и культуры.
Биография
Родилась 29 июля 1963 года в городе Сысерти Свердловской области в семье инженеров Сысерсткой мебельной фабрики. Род происходит из крестьян, в XVII веке переселившихся из Центральной России на Урал.
В 1980 году окончила школу № 6 имени П. П. Бажова г. Сысерти. Работала на Сысертской мебельной фабрике.
В 1981 году поступила, а в 1987 году окончила философский факультет Уральского государственного университета имени А. М. Горького по специальности «Философия».
С 1987 году работала на кафедре философии Сибирского технологического института. В настоящее время является профессором этой кафедры.
С 1992 года работала преподавателем кафедры философии Красноярского государственного университета, затем доцентом кафедры теории и истории культуры. Заведовала кафедрой теории культуры и социально-культурной деятельности
В 1996 году защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Проблема истины в фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера» (Специальность 09.00.01 — «Онтология и теория познания»).
В 2000 году в Иркутском государственном университете защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Проблема истины в современной философии» (Специальность 09.00.01 — «Онтология и теория познания»). Научный консультант — профессор А. Я. Райбекас.
С 2001 года — декан факультета искусствоведения и культурологии (с 2007 по 2012 годы — декан факультета искусствоведения и культурологии Института естественных и гуманитарных наук СФУ Сибирского федерального университета и Гуманитарного института Сибирского федерального университета), профессор, заведующая кафедрой культурологии Красноярского государственного университета. С 2012 года по настоящее время — профессор, заведующая кафедрой культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета.
С 2007 года — ведущий редактор серии «Гуманитарные науки» научного журнал «Журнал Сибирского федерального университета». Главный редактор научных журналов «Северные архивы и экспедиции» и «Социодинамика» («NB: Проблемы политики и общества»). Член редакционного совета научного журнала «Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке».
Подготовила 17 кандидатов наук.
Председатель объединённого диссертационного совета Д 999.029.02 Сибирского федерального университета и Тувинского государственного университета. Член диссертационного совета Д 212.299.04 при Забайкальском государственном университете. Член диссертационного совета Д 212.099.17 при Сибирском федеральном университете.
Научная деятельность
Концепция понимания истины
Основными областями научных разработок Н. П. Копцевой являются онтология, аксиология и телеология, проблематика истины. В её представлении истина является многогранным понятием, охватывающим несколько аспектов:
- онтологический аспект — истинное бытие, включающее в себя возможное тождество бытия, суждения, оценки.
- аксиологический аспект — характеристика содержания действительного бытия (людей), включающая в себя ценностный составляющую отношения к бытию.
- гносеологический аспект — характеристика знания о действительном бытии.
- духовно-практическое изменение человеческого бытия.
Н. П. Копцева полагает, что целостность человека на индивидуальном, социальном, космическом уровнях бытия это и есть цель истины. Основная антиномия философской истины заключается в том, что концепция истины должна исходить лишь из тех познавательных способностей, которые обнаруживают себя в действительном познавательном опыте, и в то же время сомневаться в тех своих мыслительных содержаниях, которые не поддаются бесконечному воспроизведению. Таким образом получается, что абсолютная истина недостижима. С другой стороны, концепция истины исходит из всех познавательных способностей, включая устанавливающие собственную несовершенность и указывающие направление в области абсолютного бытия, недоступные этим познавательным способностям. Но в свою очередь они непосредственно доступны целостному человеческому существу, доверяющему себе, поэтому абсолютная истина достижима.