Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Комаровский, Владимир Алексеевич

Комаровский, Владимир Алексеевич

Искусство - Другое

20 октября 1883 - 05 ноября 1937

русский иконописец, реставратор


Граф Владимир Алексеевич Комаровский (8 [20] октября 1883, Санкт-Петербург, Российская империя — 5 ноября 1937, Москва, Бутовский полигон, СССР) — русский иконописец, реставратор.

Биография

Происходил из дворянского рода Комаровских: отец его, действительный статский совет­ник Алексей Егорович Комаровский (1841—1897) был шталмейстером Императорского двора, хранителем московской Оружейной палаты. Его старший брат, Василий Алексеевич Комаровский — известный русский поэт «Серебряного века». Мать, Александра Васильевна (урождённая Безобразова), страдала тяжёлой формой эпилепсии (последние 20 лет жизни, до самой своей смерти в 1904 году она провела в психиатрической лечебнице). После смерти отца опекуном трёх сыновей, Василия, Юрия и Владимира, стал их дед — Василий Григорьевич Безобразов.

Владимир Комаровский сначала учился в московском лицее цесаревича Николая, затем окончил Ялтинскую гимназию. До 4-го курса учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, откуда перевёлся в Академию художеств, но вскоре покинул её и отправился вместе с двоюродным братом Юрием Александровичем Олсуфьевым за границу, где изучал искусство раннего Средневековья.

В 1905 году В. А. Комаровский участвовал с орнаментальными работами на выставке «Нового общества художников» («НОХ»). В 1909 году Комаровский занимался в парижской мастерской Жульена и Колоросси, а также под руководством В. А. Серова, который в эти годы там жил. Вернувшись в Санкт-Петербург в начале 1910 года, В. А. Комаровский выставил свои работы на 7-й выставке НОХ, и они были замечены критикой.

В 1910 году в Русском музее в Петербурге был открыт Отдел древнерусского искусства. У истоков реставрации древнерусских икон стоял П. И. Нерадовский, друг Владимира Комаровского. Это было время открытия древнерусской иконописи: иконы, очищенные от позднейших ремесленных записей, поражали своей первозданной красотой и производили, по словам П. И. Нерадовского, «потрясающее впечатление». Благодаря Нерадовскому Комаровский стал работать с иконами в музее: делал копии со старинных образцов, изучал технологию иконописи.

В 1911 году известный в то время художник Д. С. Стеллецкий пригласил Комаровского для совместной работы над иконостасом храма в имении графа А. О. Медема — на хуторе Александрия, неподалеку от Хвалынска, на Волге. Для написания икон Комаровский пригласил Стеллецкого в имение деда — усадьбу Ракша, где на 2-м этаже левого флигеля была устроена мастерская (на 1-м этаже Комаровский жил вместе с женой, Варварой Фёдоровной Самариной, внучкой Николая Петровича Трубецкого, на которой женился в 1912 году). При создании икон Стеллецкий, как более опытный, обозначал на иконной доске «прориси», а Комаровский писал по намеченному красками. Художникам помогал юный А. Д. Корин.

Иконостас был закончен в 1913 году, но ещё во время работы над ним Ю. А. Олсуфьев предложил новую работу — над иконостасом для строящегося мемориального храма во имя прп. Сергия Радонежского на Куликовом поле. Этот иконостас художники выполнили к весне 1914 года.

Летом 1914 года Комаровские уехали в Москву, где в сентябре родился их первенец — Алексей.

В начале 1915 года Комаровские выехали в Тифлис, где Кавказское отделение Всероссийского земского союза по организации лазаретов для раненых возглавлял Ю. А. Олсуфьев. Здесь он работал вместе с двоюродным братом С. П. Мансуровым. Летом 1915 года, живя в Мцхете, Олсуфьевы восстановили небольшую древнюю церковь в русском Ольгином монастыре. Эскиз каменного иконостаса сделала жена Олсуфьева — Софья Владимировна; две большие иконы для церкви — Спасителя и Божией Матери — написал В. А. Комаровский. В 1916 году у Комаровских родилась дочь, Антонина.

Летом 1917 года семья Комаровских поселилась в подмосковной усадьбе жены — имении Измалково. Для деревянной часовни находившейся вблизи имения, на деревенском кладбище, Комаровский написал икону Донской Богоматери. В одном из флигелей бывшей усадьбы была размещена сельская школа, в которой Комаровский работал учителем рисования. Кроме того, он расписывал деревянные изделия для Кустарного музея в Москве и занимался сельским хозяйством.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ