Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Антифон Афинский

Антифон Афинский

Философы

древнегреческий философ-софист V века до н


Антифон Афинский (др.-греч. , в части источников — Антифонт) — древнегреческий философ-софист V века до н. э., относится к натуралистическому течению. Дядя Андокида. С.Я. Лурье и С.Ф. Ударцев считают Антифона Афинского мыслителем, предвосхитившим идеи анархизма.

Проблема идентификации

Существует проблема — считать ли Антифона Афинского и Антифона из Рамнуса (город в Аттике) одним и тем же человеком. Например, С. Я. Лурье и Жерард Пендрик (Gerard Pendrick) считают, что это две разных личности. Майкл Гагарин (Michael Gagarin) склонен считать одной и той же.

Антифон Афинский

О биографии Антифона Афинского сведения крайне скудные. Известно, что он жил в Афинах последние два десятилетия 5 в. до н.э. Вероятно, он был одним из старших софистов, современником и оппонентом Сократа. Известен также как математик. Произведения, авторство которых приписывается Антифону-софисту, «Истина», «О согласии», «Речь о государстве», «Толкование сновидений» — утрачены.

Антифон из Рамнуса

Антфонт из дема Рамнус (480-411 до н.э.) сын аристократа Софила (Sophilus). Был немного моложе Горгия, и на 8-9 лет старше историка Фукидида. Известен как афинский политик и первый логограф (, т.е. человек, писавший за деньги прозаические речи для судебных заседаний), творивший в последней трети 5 в. до н.э. Считается первым из 10 аттических ораторов. Вероятно был учителем красноречия. Весной 411 года до н.э. был участником антидемократического переворота "Четырёхсот". После восстановления демократии был осужден и казнен. До нас дошли 6 его судебных речей (в том числе, т.н. "Тетралогии" - две для стороны защиты и две для стороны обвинения) и несколько отрывков других речей.

Философия

Антифон радикализует антитезу «природы» () и «закона» (), утверждая в терминах элеатов, что природа — это истина, а положительное право — мнение, что одно почти всегда антитетично другому. Необходимо, считает он, следовать природному закону, даже в нарушение человеческого, если это нужно и не грозит наказанием.

Идея равенства

Идею равенства Антифон усиливает:

Мы восхищаемся и почитаем тех, кто благороден от рождения, но тех, кто неясного происхождения, мы не уважаем, не почитаем, относясь к последним как к варварам, но ведь по природе мы все абсолютно равны, и греки, и варвары.

«Просветительство» софистов разделывается здесь не просто со старыми предрассудками аристократической касты и традиционной замкнутостью полиса, но и с общим для всех греков предрассудком относительно их исключительности среди других народов. Гражданин любого города — такой же, как гражданин другого, представитель одного класса равен представителю другого, ибо по природе своей один человек равен другому человеку. К сожалению, Антифон не уточняет, в чём заключается равенство, и на чём оно основывается. Говорится лишь о том, что все равны, ибо все имеют одни и те же естественные потребности, все дышат ртом, ноздрями и т. п. Лишь Сократ попытается дать решение этой проблемы.

Цитаты

[Антифон]: Время есть [наша] мысль или мера, а не сущность.

— Аэций I 22, 6.

«Справедливость [заключается в том, чтобы] не нарушать законы государства, в котором состоишь гражданином. Так, человек будет извлекать для себя наибольшие пользы из применения справедливости, если он в присутствии свидетелей станет соблюдать законы, высоко их чтя, оставаясь же наедине, без свидетелей, [будет следовать] законам природы. Ибо предписания законов произвольны (искусственны), [веления же] природы необходимы. И [сверх того], предписания законов суть результат соглашения (договора людей), а не возникшие сами собой [порождения природы]; веления же природы суть самовозникшие (врожденные начала), а не продукт соглашения [людей между собой]. Итак, тот, кто нарушает законы, если остается тайным от [остальных] участников соглашения, свободен от позора и наказания; если же [его противозаконный поступок] открывается, то его постигает позор и кара. Но если кто-нибудь попытается насильственно нарушить что-нибудь из коренящихся в самой природе [требований], идя против [естественной возможности], то, если это и остается скрытым от всех людей, бедствие [от этого для него самого] будет ничуть не меньшим и нисколько не большим, чем в том случае, если это все увидят. Ибо [в этом случае] вред причиняется не вследствие мнения людей, но поистине. Вообще же рассмотрение этих вопросов приводит к выводу, что многие предписания, признаваемые справедливыми по закону, враждебны природе человека… Что же касается полезных [вещей], то те из них, которые установлены [в качестве полезных] законами, суть оковы [для человеческой природы], те же, которые определены природой, приносят [человеку] свободу… [В поступках, противоречащих природе], заключается [причина] того, что люди страдают больше, когда можно было бы меньше страдать, и испытывают меньше удовольствий, когда можно было бы наслаждаться, и [чувствуют себя] несчастными, когда можно не быть таковыми».

— Антифон / перевод А.О. Маковельского // Антология мировой философии : в 4 т. Т. 1, ч. 1: Философия древности и средневековья. – Москва : Мысль, 1969. – С. 320-321

«Тех, которые происходят от знатных родителей, мы уважаем и чтим, тех же, которые не из знатного дома, мы не уважаем и не почитаем. В этом мы поступаем по отношению друг к другу как варвары, потому что по природе мы все во всех отношениях равны, притом [одинаково] и варвары, и эллины. [Здесь] уместно обратить внимание на то, что у всех людей нужды от природы одинаковы… И в самом деле, мы все [одинаково] дышим воздухом – через рот и нос, и едим мы все [одинаково] – при помощи рук».

— Антифон / перевод А.О. Маковельского // Антология мировой философии : в 4 т. Т. 1, ч. 1: Философия древности и средневековья. – Москва : Мысль, 1969. – С. 321

«Закопаем в землю семя или черенок оливы – продукт природы, – и вырастет олива; закопаем семя лавра, и вырастет лавр. А теперь попробуем закопать в землю скамью, продукт человеческого искусства. Допустим, что наш черенок оживет и даст ростки – что же вырастет? Скамья? Конечно, нет. Вырастет дерево – то, чем являлась скамья по природе – олива, лавр и т.п. Итак, сущность, приданная вещи человеческим творчеством или постановлениями, – признак случайный и преходящий; настоящей же и постоянной сущностью является природа вещи» (перевод С.Я. Лурье).

— Лурье, С. Я. Антифон — творец древнейшей анархической системы / Вступ. ст. Д. И. Рублёва. Изд. 2-е, доп. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — С. 57

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ