Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Кифишин, Анатолий Георгиевич

Кифишин, Анатолий Георгиевич

Лингвисты

День рождения 02 июня 1935

советский и российский востоковед, шумеролог, специалист по шумеро-вавилонской письменности


Анатолий Георгиевич (Юрьевич) Кифишин (2 июня 1935, село Белое Троицкий район Западно-Сибирский край РСФСР СССР) — советский и российский востоковед, шумеролог, специалист по шумеро-вавилонской письменности.

Биография

Родился в селе Белое на Алтае в семье украинского происхождения. Семья вскоре переехала на Украину где осела в посёлке Дашев. В 1942 году поступил в школу города Лебедин. В марте 1944 года в девятилетнем возрасте подорвался на мине, потерял руку, сильно пострадало зрение. После окончания школы в 1953 году зачислен на заочное отделение исторического факультета Черновицкого университета, который в 1958 году окончил с отличием по специальности историка. В 1959 году направлен в аспирантуру, но отказался от неё и в том же году принят на Восточный факультет Ленинградского университета. Закончив его с отличием в 1962 году, выехал в Москву и с 1963 году стал аспирантом при Институте востоковедения АН СССР. В 1966 году аспирантуру закончил также с отличием. Представил к защите диссертацию, но из-за изменения научной ситуации после смерти своего научного руководителя и друга академика В. В. Струве (1889—1965) не смог её защитить ни в 1966 году, ни в 1967 году, ни в 1968 году, ни в 1978. Работал младшим научным сотрудником в Институте востоковедения, Институте философии и Институте этнографии АН СССР (1968—1980 годы).

После смерти Струве Кифишин находился в постоянной оппозиции к ведущему советскому востоковеду И. М. Дьяконову (1914—1999). Кифишин отстаивал точку зрения своего учителя на переводы некоторых слов, имел собственную позицию по топографии города Лагаш, которая прямо противоречила позиции Дьяконова, не соглашался с переводами аккадских поэм руки Дьяконова, считая их подогнанными под современное мышление. Кифишин в дальнейшем самостоятельно перевел десятки шумерских произведений в менее художественном, но, по своему мнению, в более точном виде.

Кифишин в дальнейшем специализировался на ритуалистике у шумеров и геноструктуре шумерских мифов, на тематике, которая шла вразрез с «позитивистской советской исторической наукой». Противостояние с Дьяконовым достигло своего пика в 1969—1970 годах, когда учёные обменялись открытыми письмами на страницах журнала «Вестник древней истории». В результате Анатолий Георгиевич был вынужден оставить и московский институт, а Дьяконов, будучи членом множества редколлегий, в течение многих лет лично следил за тем, чтобы Кифишина не публиковали в научных журналах. За публикацию работ Кифишина пострадал и главный редактор Вестника древней истории, историк античности С. Л. Утченко (1908—1976).

Однако Анатолий Георгиевич не покинул Москвы и не прекратил занятия шумерологией, а продолжал бороться. Отсутствие прописки и постоянного места работы его также не остановили. В конце 60-х, несмотря на инвалидность, ему приходилось жить в собственноручно выстроенном шалаше в районе станции Перловка на Ярославской дороге, до тех пор, пока в начале 70-х он не смог разыскать кров над головой. Всё дневное время Кифишин проводил в Ленинской библиотеке, пропуск в которую доставал с трудом по знакомству. Написал несколько книг, включая «История Шумера по первоисточникам», однако опубликовать их в СССР не смог. С 1970 года вплоть до распада СССР, Кифишин смог опубликовать лишь короткие, подвергнутые цензуре популярные статьи в журнале «Техника — молодёжи», а также несколько работ в Болгарии на болгарском языке.

В 70-х годах создал в Москве оппозиционную Дьяконову научную школу советской ассирологии, т. н. «Мифо-ритуальную школу» (наиболее известными представителями которой считались В. А. Петров (род. 1939) и Б. И. Перлов (род. 1941), по некоторым позициям к ним примыкал Д. Г. Редер (1905—1988) и ленинградец В. А. Белявский (1924—1977). Однако по мнению самого В. Петрова «в этой школе, кроме него самого, ещё человека два, одному из которых 13 лет.»

К научным достижениям Анатолия Георгиевича можно отнести и первый полный перевод на русский язык сложнейшего шумерского текста «Хвалебная песнь о построении храма Нингирсу» (Цилиндры А-В Гудеа, ок. 2113 год до н. э.), изданный им в 1997 году. С конца 80-х А. Г. Кифишин осуществил публикацию серии статей, в которых сформулировал основное кредо мифо-ритуальной школы в ассириологии. С его активным участием и под его научным руководством было осуществлено издание двух сборников научных статей: «Введение в храм» (1997) и «Жертвоприношение. Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней» (2000).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ