Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Аничков, Дмитрий Сергеевич

Аничков, Дмитрий Сергеевич

Философы

русский философ-просветитель, логик, публицист; профессор Московского университета


Дмитрий Сергеевич Аничков (1733, Троице-Сергиевск — 1788, Москва) — русский философ-просветитель, логик, публицист; профессор Московского университета.

Биография

Родился в семье подьячего Троице-Сергиевой лавры. Учёбу начал в лаврской семинарии, в 1755 году в числе шести лучших учеников переведён в новооткрытый Московский университет. Философию изучал у И. Г. Фроманна, математику — у И. И. Роста. Успешно его окончил в 1761 году и получил звание магистра философии и свободных наук (1762).

Московские учёные — профессор Московского университета Аничков и артиллерии штык-юнкер Ефим Войтяховский — составили и многократно переиздали учебники по всем предметам элементарной математики: первый начиная с 1764 г. и второй — с 1787 г.;

— Россия :: Русская наука :: Математика, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Продолжил работу в университете, читая лекции по математике, философии и логике; 30 мая 1765 года получил кафедру философии и логики. Его философский курс, сначала читавшийся на латинском языке, был построен на учебниках вольфианцев И. Г. Винклера и Ф. X. Баумейстера; написанное в 1767 году «Слово о том, что мир сей есть ясным доказательством премудрости Божией…» положило начало философскому курсу на русском языке. С 1762 года по поручению Конференции приступил к составлению учебников по математике; в частности, переводился с латинского на русский язык учебник И. Ф. Вейдлера; начиная с 1765 года было издано более 10 книг по арифметике, алгебре, геометрии, тригонометрии и фортификации, послуживших основой его собственных сочинений, которые способствовали становлению отечественной математической терминологии.

Его диссертация (1769) на соискание профессорского звания называлась «Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания» («Dissertatio philosophica de ortu et progressu religions apud diversas maximeque rudes gentes») и была посвящена выявлению причин возникновения языческих верований. Среди таких причин он называл, в первую очередь, страх перед неизвестными для первобытного человека силами природы, кроме того, фантазии, вымыслы, обман жрецами, а также непонятные феноменальные способности некоторых людей. В диссертации очевидна эволюция Аничкова от германского умеренного просвещения к более радикальным вариантам просветительства. Сочинение было критически встречено в учёных кругах, особенно резко против предполагаемой в нём пропаганды атеизма выступили И. Г. Рейхель и московский архиепископ Амвросий; утверждение в профессорском звании по этой диссертации не состоялось.

В 1770 году Аничков начал читать первый в России философский курс этики («учения о нравственности и этике»). В 1771 году ему было присуждено звание экстраординарного профессора, в 1777 году — звание ординарного профессора логики, метафизики и чистой математики. Аничков был постоянным членом Вольного Российского собрания при Московском университете. Им были написаны учебники: «Курс чистой математики», «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», «Теоретическая и прикладная тригонометрия», «Начальные основы фортификации и артиллерии»., а также сочинения: «Слово о том, что мир сей есть ясным доказательством премудрости божией, и что в нём ничего не бывает по случаю» (1767), «Слово о свойствах познания человеческого и о средствах, предохраняющих ум смертного от разных заблуждений» (1770), «О невещественности души человеческой и из оной происходящего её бессмертия» (1777), «О превратных понятиях человеческих, происходящих из излишнего упования, возлагаемого на чувства» (1779), «О разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих» (1783) и другие.

Аничков также задавался вопросом о назначении философии. Её основная задача для него заключалась в исследовании причин вещей и явлений многогранного мира. Выступал против материалистического сенсуализма как метода познания и логики. Будучи последователем философии Х. Вольфа, он пытался преодолеть дуалистическую вольфианскую трактовку процесса познания, но, отрицая существование врождённых идей, в вопросе о взаимоотношении души и тела остался дуалистом. Решая проблему соотношения души и тела, склонялся к идее, что первое есть порождение второго и развивается, стареет и гибнет вместе с ним. Высшими авторитетами для себя ставил Ф. Бэкона и Дж. Локка.

По ряду свидетельств, Аничков с 1777 года числился членом одной из масонских лож. Несмотря на творческую плодовитость, большинство рукописей его многочисленных неопубликованных трудов сгорели при пожаре.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ