Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Кваренги, Джакомо

Кваренги, Джакомо

Архитектура

архитектор и ведутист итальянского происхождения, едва ли не самый плодовитый представитель палладианства в русской архитектуре


Джакомо Антонио Доменико Кваренги, в старом написании Гваренги (итал. Giacomo Antonio Domenico Quarenghi; 20 сентября 1744, Бергамо — 18 февраля (2 марта) 1817, Санкт-Петербург) — архитектор и ведутист итальянского происхождения, едва ли не самый плодовитый представитель палладианства в русской архитектуре. Почётный вольный общник Императорской Академии художеств.

Биография

Джакомо Кваренги родился в селении Рота-Фуори близ города Бергамо на севере Италии. В молодости обучался живописи в Риме под руководством Рафаэля Менгса, затем изучал архитектуру. Построил манеж в Монако и столовую залу в доме эрцгерцогини Моденской в Вене.

Будучи 35 лет от роду, в январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». В первое десятилетие своего пребывания в России он построил Английский дворец в Петергофе (1780—1787), павильон в Царском Селе (1782). В Санкт-Петербурге Кваренги построил здания Эрмитажного театра (1783—1787), Академии наук (1783—1785), Ассигнационного банка (1783—1789), Иностранной коллегии. Он выполнил также ряд заказов высокопоставленных вельмож, среди которых выделяется летний дворец графа Безбородко в Санкт-Петербурге.

При Павле I Кваренги построил в Царском Селе Александровский дворец (1792—1796). В это же время спроектирован дворец графа Завадовского в Ляличах.

В первом десятилетии XIX века по проектам Кваренги в Санкт-Петербурге построены Конногвардейский манеж (1800—1807), здание Императорского кабинета (1803—1806), Мариинская больница для бедных (1803—1805), здания Екатерининского института благородных девиц (1804—1807) и Смольного института благородных девиц (1806—1808).

Работы Кваренги исполнены в духе палладианства и новой итальянской школы с её изящным, благородным, но холодным и сухим стилем, не вполне пригодным для северных стран, где колонны, столь любимые Кваренги, отнимают много света, и без того скупо отпускаемого природой Севера; зато в строениях Кваренги всегда заметен вкус и гармоничность пропорций. Его работы — характерный пример зрелого классицизма в русской архитектуре.

В конце 1810 года Кваренги в последний раз выезжает из Санкт-Петербурга в Бергамо. В родном городе ему была устроена торжественная встреча. Но уже в 1811 году Кваренги поспешил вернуться в Россию. В связи с подготовкой похода наполеоновской армии в Россию итальянцам, состоявшим на русской службе, было приказано вернуться в Италию; однако Кваренги отказался выполнить этот приказ и был заочно приговорён к смертной казни с конфискацией имущества.

К последним годам творчества мастера относится постройка временных деревянных триумфальных ворот за Нарвской заставой в честь победы над Наполеоном.

Д. Кваренги скончался 2 марта 1817 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на католическом участке Волкова кладбища, где его могила долгое время считалась утерянной. В 1960-е гг. было объявлено об обнаружении могилы Кваренги, после чего его прах был в 1967 году перезахоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры .

Реализованные проекты

В Санкт-Петербурге

  • 1781—1794 годы — Английский дворец в Петергофе (разрушен в 1942)
  • 1783—1784 годы — усадьба «Кирьяново», дача Е. Р. Дашковой — пр. Стачек, 45;
  • 1782—1784 годы — Смоленская церковь в Пулково (разрушена в 1944)
  • 1782—1788 годы — концертный зал в Царском Селе
  • 1783—1785 годы — Академия наук — Университетская набережная, 5
  • 1783—1787 годы — Эрмитажный театр — Дворцовая набережная, 32
  • 1783—1799 годы — Ассигнационный банк — Садовая улица, 21
  • 1788 — Дом Салтыкова — Дворцовая набережная, 4
  • 1789—1793 годы — дворец Юсуповых на Садовой улице — Садовая улица, 50-а
  • 1790-е годы — Малый гостиный двор — улица Ломоносова, 2
  • 1792—1796 годы — Александровский дворец в Царском Селе
  • 1798—1800 годы — Доходный дом Жеребцовой — Дворцовая набережная, 10
  • 1798—1800 годы — Мальтийская капелла — входит в архитектурный комплекс Воронцовского дворца, пристроена к главному корпусу дворца со стороны сада
  • 1800—1801 годы — Павловский дворец: жилые покои императрицы Марии Федоровны
  • 1804—1807 годы — Екатерининский институт — набережная реки Фонтанки, 36
  • 1804—1807 годы — Конногвардейский манеж — улица Якубовича, 1
  • 1806—1808 годы — Смольный институт — Смольный проезд, 1
  • 1814 год — деревянные Нарвские триумфальные ворота (позднее перестроены в камне и металле В. П. Стасовым)

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ