Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Казаков, Александр Александрович

Казаков, Александр Александрович

Монархи

14 января 1889 - 01 августа 1919

наиболее результативный русский ас-истребитель Императорского военно-воздушного флота в период Первой мировой войны; второй лётчик в истории, применивший воздушный таран, и первый, оставшийся после тарана в живых


Александр Александрович Казаков (Козаков) (2 января 1889, Херсонская губерния — 1 августа 1919) — наиболее результативный русский ас-истребитель Императорского военно-воздушного флота в период Первой мировой войны; второй лётчик в истории, применивший воздушный таран, и первый, оставшийся после тарана в живых.

Довоенное время

Православный. Из дворян. Уроженец Херсонской губернии.

Окончил Воронежский кадетский корпус (1906) и Елисаветградское кавалерийское училище (1908), был выпущен корнетом в 12-й уланский Белгородский полк. В 1911 году был произведен в поручики.

С 23 января 1914 года был командирован в Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы для обучения полетам. С января по ноябрь 1914 года обучался в Военной авиационной школе, которую окончил со званием «военного летчика».

Первая мировая война

С декабря 1914 года — в действующей армии на фронтах Первой мировой войны, младший лётчик 4-го корпусного авиационного отряда. 18 марта 1915 года в районе усадьбы Воля-Шидловская совершил второй после штабс-капитана Нестерова воздушный таран, в котором сбил германский аппарат типа «Альбатрос», сам же благополучно приземлился. Был пожалован Георгиевским оружием

За доблестный подвиг 18-го марта 1915 г., выразившийся в том, что по собственному почину взлетел у с.Гузов на своем аппарате, погнался за германским аэропланом, производившим разведку в нашем тылу и бросавшим бомбы в Гузовский аэродром, настиг его близ усадьбы Воля-Шидловская и хотя не успел опрокинуть врага особым якорем, сбил его, с явной опасностью для собственной жизни, ударом своего аппарата о верхнюю плоскость неприятельского, в результате чего было прекращение противником разведки и метания бомб.

С августа 1915 года — начальник 19-го корпусного авиационного отряда, штабс-ротмистр. Свою первую официальную победу в рядах авиагруппы он одержал 8 (21) декабря 1916 года у Луцка. В одиночку атаковав 2 вражеских «Бранденбург Ц1» из 10-й авиароты, русский истребитель сумел сбить один из бомбардировщиков. Австрийский пилот Иохан Кольби был убит в воздухе двумя пулями, которые попали ему в голову. Наблюдатель — обер-лейтенант Франц Вейгель попытался самостоятельно управлять машиной и получил серьёзные травмы при посадке. Казаков был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени

За то, что, будучи в чине штабс-ротмистра, 8-го декабря 1916 г., вылетев на самолете «Ньюпор», типа истребителей, для преследования немецких самолетов, появляющихся над нашим расположением, отогнал в районе Горохова 2 немцев, атаковал третий самолет в районе д.Забороль, в 5 верстах к западу от Луцка, и двумя пулями в голову убил пилота. Аппарат, кое-как управляемый легко раненым наблюдателем австрийским обер-лейтенантом, упал в нашем расположении и был захвачен нашими войсками.

С февраля 1917 года — исполняющий должность командира 1-й боевой авиационной группы Юго-Западного фронта, в марте утверждён в этой должности, а в апреле произведен в ротмистры. Эта группа стала первым специальным истребительным соединением в русской авиации. Став её командиром, Казаков продолжал летать на боевые задания, в июне ранен в руку четырьмя пулями в воздушном бою. В сентябре 1917 года произведен в подполковники. С ноября 1917 года — исполняющий должность командира 7-го авиационного дивизиона, а в декабре того же года на общем собрании солдат избран командиром 19-го корпусного авиационного отряда.

За три года войны Казаков сбил лично 17 и в групповых боях ещё 15 самолётов противника и был признан самым результативным российским лётчиком-истребителем периода Первой мировой войны. В некоторых публикациях указывается, что он сбил 32 самолёта лично, но скорее всего их авторы объединяют личные и групповые победы Казакова.

Гражданская война

Казаков не принял Октябрьскую революцию и был отстранён от командования. Тем не менее, весной 1918 года он был поставлен на учёт как военный специалист и предупреждён о возможном зачислении в Красную армию. Не желая служить красным, в июне 1918 года он тайно уехал в Мурманск. Когда в августе 1918 года в Архангельске началось формирование 1-го Славяно-Британского авиационного отряда, Казаков был назначен его командиром. При этом он получил чин лейтенанта Королевских военно-воздушных сил, а остальные русские лётчики-офицеры (изначально в отряде было 34 русских пилота, затем их число увеличилось) были зачислены в отряд рядовыми.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ