Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Кадькалова, Эмилия Петровна

Кадькалова, Эмилия Петровна

Лингвисты

16 июля 1931 - 26 апреля 2015

советский и российский лингвист, педагог


Эмилия Петровна Кадькалова (16 июля 1931, Днепропетровск — 26 апреля 2015, Саратов) — советский и российский лингвист, педагог. Внесла вклад в развитие дериватологии и историографии лингвистики.

Биография

Родилась в семье мастера цеха Днепропетровского завода им. Г. И. Петровского Трескунова Петра Владимировича (р.1890) и учителя школы Трескуновой Марии Семеновны (р.1895). Отец умер в 1936 г. Брат, Трескунов Владимир Петрович (р.1916), офицер, участник Великой Отечественной войны, умер в 1947 г. в г. Днепропетровске. Второй брат, Трескунов Игорь Петрович (р.1923), погиб на фронте в 1941 г.

В 10-летнем возрасте Эмилия Петровна с мамой, спасаясь от фашистской оккупации, вместе с отступающими советскими войсками прошла трудными фронтовыми дорогами под постоянными бомбёжками и пулеметными расстрелами немецкой авиации. В конце тяжелого пути оказались в Казахстане. В 1949 г. окончила с золотой медалью сш. № 54 г. Алма-Аты. В 1954 г. с отличием окончила филологический факультет Казахского государственного университета им. С. М. Кирова (г. Алма-Ата). В 1951 г. вышла замуж за студента-филолога Казгосуниверситета им. С. М. Кирова Кадькалова Юрия Григорьевича. В 1954—1973 г.г. преподавала в Кзыл-Ординском педагогическом институте им. Н. В. Гоголя (г. Кзыл-Орда). В 1966 г. окончила годичную очную аспирантуру при кафедре русского языка филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1967 г. защитила в МГУ кандидатскую диссертацию (науч. рук. — проф. Н. М. Шанский) на тему: «Границы и соотношение словообразовательных типов профессиональных и оценочных глаголов с суффиксами -ить, -ничать, -ствовать в русском языке». С 1973 г. — доцент Саратовского педагогического института, а с 1997 г. профессор Саратовского госуниверситета им. Н. Г. Чернышевского.

Семья

  • Муж — Кадькалов Юрий Григорьевич, канд. филологических. наук, профессор Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского;
  • Дочь — Крючкова Ольга Юрьевна, д-р. филологических. наук, профессор, зав. каф. Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского;
  • Зять - Крючков Владимир Петрович, д-р. филологических наук, профессор, заф. каф. Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского
  • Сын — Кадькалов Сергей Юрьевич, канд. физ.-мат. наук, программист.
  • Внучка — Крючкова Надежда Владимировна, д-р. филологических наук, профессор каф. Саратовской государственной юридической академии.

Основные работы

Круг научных интересов Э. П. Кадькаловой широк, она автор 130 научных трудов. Исследования Э. П. Кадькаловой характеризовались новизной, перспективностью постановки проблемы, глубиной содержания. Её публикации посвящены проблемам русского словообразования, фонетики, фонологии, морфологии, синтаксиса, стилистики, анализа художественного текста, теории языка, лингвистической историографии, методики преподавания русского языка в вузе и в школе. Например: «Форма синтаксического предиката и смысл высказывания» (1990), «Основания интерпретации языка художественных текстов» (1994), «Фонетика и словообразование» (2002), «Из истории науки о русском словообразовании (от М. В. Ломоносова)» (2009) и др. Резонансной была статья Э. П. Кадькаловой «Лексические значения производных слов» (Русский язык в школе, 1972, № 5), в которой по-новому был поставлен вопрос о специфике лексической семантики производных слов. Данная проблема нашла впоследствии продолжение в исследованиях других лингвистов В статье «Невостребованная концепция русского словопроизводства» (Филологические науки, 1993, № 2), по отдельным замечаниям, рассыпанным в трудах проф. А. Н. Гвоздева, Э. П. Кадькалова представила оригинальную систему взглядов А. Н. Гвоздева на русское словопроизводство. В результате проф. А. Н. Гвоздев впервые предстал как крупный исследователь-дериватолог. В 2007 г. была опубликована научная монография Э. П. Кадькаловой «К изучению законов словопроизводства». Здесь описаны закономерности распределения словообразовательных средств в границах одной словообразовательной категории на разных срезах истории русского языка. В монографии показан очень важный переход от дериватологии мотивационной (описательной) к дериватологии генеративной (объяснительной), что представляет собой более высокий уровень изучения словообразовательной системы языка. В учебном пособии «Глубины языковых реалий на экране русского Слова. От звука к фонеме, графеме и орфограмме» (Саратов, СГУ, 2011) Э. П. Кадькаловой был разработан не вошедший в учебную традицию комплекс вопросов о лингвистическом статусе и познавательной информативности «Слова вообще», о принципах организации звуко-буквенной формы русского слова и о перспективах углубления соответствующего аспекта знаний на основе внимания к самой сущности слова, к многообразию вербальных типов и их речевых модификаций. Кадькалова Э. П. была научным руководителем постоянной кафедральной научно-исследовательской темы «Слово, предложение, текст; структура и семантика: парадигматический, ассоциативный, концептуальный, коммуникативный аспекты». Под научным руководством Э. П. Кадькаловой успешно защитили кандидатские диссертации ряд аспирантов.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ