Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Кавос, Альберт Катеринович

Кавос, Альберт Катеринович

Архитектура

12 декабря 1800 - 22 мая 1863

русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры , известный главным образом как строитель театров


Альберт Катеринович Кавос (Alberto Cavos; 12 декабря 1800, Санкт-Петербург — 22 мая 1863, Петергоф) — русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры (1846), известный главным образом как строитель театров.

Биография

Происходил из старинной венецианской семьи. Отец архитектора — композитор Катерино Кавос, дед — директор венецианского театра Фениче, Джованни Кавос. После падения Венецианской республики (1797) Катарино Кавос эмигрировал, вначале — в Германию, затем — в Россию. В Петербурге Катарино Кавос стал «директором музыки» императорских театров, писал и ставил оперы, в том числе «Жизнь за царя» (1815).

Альберто Кавос, родившийся в Петербурге, окончил математическое отделение университета в Падуе. Вернувшись в Россию в 1829 году, был направлен в помощь К. И. Росси «к строению дома для Департамента Министерства внутренних дел».

12 июля 1830 года А. К. Кавос стал архитектором Пажеского корпуса; в 1832 году, дополнительно занял должности архитектора Общества благородных девиц и Екатерининского училища; затем, в 1834 году — архитектором Почтового ведомства, в 1838 году — архитектором Департамента государственных имуществ. Кроме того, исполнял частные заказы, например, отделал фасад дома Пашковых.

В 1847 году в Париже было напечатано его сочинение «Trait de la construction des thtres», за которое получил от российского императора бриллиантовый перстень, от бразильского — звание «почётного архитектора Его Величества двора», от шведского — орден Вазы 3-й степени. 14 января 1847 года А. К. Кавос был избран академиком Академии художеств.

Самой известной его работой в Петербурге стал Мариинский театр, построенный в 1860 году. В 1853—1856 годах Кавос руководил восстановлением московского Большого театра. Как вспоминал его внук Александр:

Громадные заказы, которыми был завален дед Кавос, позволили ему достичь значительного благосостояния, а оно дало ему возможность вести довольно пышный образ жизни и отдаваться коллекционерской страсти. Его дом в Венеции (на канале Гранде), был настоящим музеем… Впоследствии многие из этих вещей были перевезены в Петербург, а после смерти деда в 1864 году поделены между вдовой и другими наследниками.

Незадолго до смерти Кавос составил проект нового здания парижской Оперы. «Едва ли Гранд-Опера дедушки была бы столь же эффектной, как знаменитое произведение Шарля Гарнье, но можно быть уверенным, что его театр лучше отвечал бы требованиям удобства и акустики».

Семья

Парные портреты Альберта и Ксении Кавос Художник Козрое Дузи (1849)

Альберт Кавос был дважды женат. Его первая жена, итальянка Каробио, умерла в 1835 году от чахотки, родив ему четырёх детей:

  • Станислав (1823—1875);
  • Цезарь (1824—1883) — академик архитектуры;
  • Константин (1825—1890) — дипломат, тайный советник;
  • Камилла (1828—1891), вышла замуж за архитектора Николая Бенуа и из девяти детей, рождённых в этом браке, — внуков и внучек Кавоса — наиболее известны Леонтий, Альберт и Александр Бенуа.

От второго брака с Ксенией Ивановной (ум. 1905) у него также был дети:

  • Софья (1841—1865) — замужем за правоведом М. И. Зарудным;
  • Михаил (1842—1898) — секретарь земской управы; входил в Шекспировский кружок;
  • Иван (1846 — ок. 1895) — гражданский чиновник в Кутаиси.

Альберт Катаринович Кавос скончался 22 мая 1863 года в Петергофе и похоронен на Волковском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга.

Проекты

  • Улица Ломоносова, д.№ 8 — жилой флигель и службы Пажеского корпуса. Перестройка и расширение. 1832—1834.
  • Театральная площадь, д.№ 3 — здание Большого театра. Внутренняя перестройка. 1836. (Включено в нынешнее здание Санкт-Петербургской Консерватории).
  • Улица Зодчего Росси, д.№ 2 — внутренняя перестройка здания Дирекции Императорских театров. 1836.
  • Набережная реки Фонтанки, д.№ 18 — дом Пашковых. Изменение отделки фасада. 1836.
  • Большая Подьяческая улица, д.№ 20 — декорационный склад Дирекции Императорских театров. 1839. (Перестроен).
  • Караванная улица, д.№ 22 — особняк А. Ф. Львова. Перестройка. 1841. (Перестроен).
  • Набережная Крестовки, д.№ 10 — здание Каменноостровского театра. Возобновление и реконструкция. 1844. (Реконструировано).
  • Воронежская улица, д.№ 13/улица Тюшина, д.№ 16 — ямщицкий дом. Надстройка. 1844. (Включен в существующее здание).
  • Литейный проспект, д.№ 55 — дом Екатерининского училища. Перестройка. 1840-е.
  • Большая Морская улица, д.№ 61 — Почтамтская улица, д.№ 18 — комплекс зданий «Отделения почтовых карет и брик». Перестройка. 1844—1846. Включены существовавшие строения.
  • 12-я Красноармейская улица, д.№ 27/Лермонтовский проспект, д.№ 51 — здание детского приюта имени. великой княжны Александры Николаевны. 1846—1848. (Включено в существующее здание).
  • Театральная площадь, д.№ 1 — здание Театра-цирка (Мариинского театра). 1847—1848, 1859—1860. (Перестроено и расширено самим архитектором в 1859 году).
  • Почтамтская улица, д.№ 3 — дом Почтового ведомства. 1853.
  • Набережная реки Мойки, д.№ 79 — доходный дом. 1859.
  • Площадь Искусств, д.№ 1/Инженерная улица, д.№ 1 — здание Михайловского театра. . Внутренняя перестройка. 1859—1860.
  • Канонерская улица, д.№ 5 — доходный дом. 1860—1861. (Надстроен).
  • Почтамтская улица, д.№ 14-16 — Почтамтский переулок, д.№ 5 — дома Почтового ведомства (перестройка) и переходная галерея Главного почтамта. 1859—1862.
  • Несохранившийся деревянный театр в Красном Селе
  • Комплекс зданий Московского Императорского почтамта и телеграфа (1850-е, Мясницкая улица, 27)
  • После пожара 1853 года занимался реставрацией здания Большого театра

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ