Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Император Японии: биография

Император провозглашался верховным правителем Японской империи, божественной и неприкосновенной личностью арахито-гами, главой государства, надзирателем за действиями всех органов власти и гарантом Конституции. Ему принадлежало право утверждать и провозглашать законы, принятые Парламентом и объявлять его сбор и роспуск. Императорские рескрипты вступали в силу с одобрения Парламента, но могли приобретать силу закона и минуя его, если существовала угроза для государства или общественного порядка, а сам Император, который отвечал за выполнение законов, мог менять их по своему усмотрению для приумножения благосостояния граждан. Он определялся как глава исполнительной власти и главнокомандующий Вооружённых сил Японии, который имел право объявлять войну, заключать мирные и иные договоры. Императору также принадлежали права предоставления титулов и государственных наград и право помилования преступников.

Одновременно с этим был создан новый государственный культ почитания предков Императорского рода и установлены новые государственные торжества: праздник основания Императорского титула, праздник основания государства, праздник императора Дзимму и другие. Синто было преобразовано в государственную религию, первосвященником которой стал Император. Все синтоистские святилища страны были подчинены Императорскому святилищу Исэ, а их праздники реформированы в соответствии с содержанием праздников Императорского двора.

Новейшее время

В 1945 году, после поражения Японии во Второй мировой войне, синто как государственная религия была отменена, а в следующем году Император Сёва провозгласил декларацию человечности, которую многие восприняли как его отказ от личной божественной природы, хотя эта трактовка до сих пор является спорной. Новая Конституция Японии 1947 года определяет его символом Японского государства и единства японской нации, но практически лишает права вмешиваться в государственное управление. Отныне Император может выполнять лишь церемониальные функции и должен согласовывать свои действия с Кабинетом Министров Японии. В частности, японский монарх назначает премьер-министра Японии по представлению Парламента и председателя Верховного Суда Японии по представлению Кабинета Министров, провозглашает поправки в Конституцию, законы, правительственные указы и договоры, созывает Парламент и распускает Палату Представителей, а также провозглашает проведение всеобщих выборов депутатов Парламента. Также, под контролем Кабинета Министров, он утверждает назначение и увольнение министров и государственных служащих, подтверждает ратификационные грамоты и предоставляет амнистии, вручает государственные награды, принимает иностранных послов и проводит государственные церемонии. Также, несмотря на отделении религии от государства, Император фактически остался духовным лидером религии синто, однако статус Верховного Главнокомандующего вооружённых сил, которые были созданы позже, закрепился за Премьер-министром. Многие праздники и торжества Императорского двора потеряли государственно-публичный статус, превратившись в частные. Император и его семья ограничены в своих имущественных правах, и не могут принимать или дарить имущество без разрешения Парламента. Начиная с 1947 году Император не имел политической неприкосновенности, однако в 1960 году получил её, после введение в силу т. н. Хризантемового табу — запрет на осуждение личности монарха.

Тем не менее, роль Императора в государственной системе всё же не является совершенно незначительной. Так, к примеру, дела обстоят во взаимосвязи Императора с правительством и Парламентом. В Конституции указано, что все решения Кабинета министров и Парламента заверяются Императором, но нигде не указано, что Император не имеет право отвергать решения правительства или затягивать выполнение решений других представительских органов власти вплоть до неопределённого срока, что фактически аналогично праву абсолютного вето (например в Конституции Испании чётко указано, что король, будучи лишенным права вето, в определённые сроки обязан подписать тот или иной законопроект; в Конституции Японии такая статья отсутствует), также как и нет чётко сформулированной процедуры роспуска Палаты представителей. Не менее важным является и тот факт, что даже в случае отказа Императора отвергнуть решение органов власти, его невозможно отстранить от должности парламентским голосованием как например короля Бельгии — по той простой причине, что в Конституции отсутствует такая статья, а Император, как и в старой Конституции, исполняет свои функции пожизненно, имея право лишь в случае необходимости передать свои обязанности Регенту, который действует от его имени и назначается по его же инициативе. По этой причине Император теоретически может оказывать значительное влияние на решения действий органов власти. Другое дело, что Император никогда этого не делал по личным соображениям. В этом плане позиция Императора Японии намного сильнее, чем например у монарха Швеции, который лишен даже формального права подписывать государственные акты. Немаловажную роль играет Император и во внешней политике, во время встречи с иностранными главами государств и его содействие в заключении тех или иных дипломатических договоров.

Наряду с Конституцией был принят новый Закон об Императорском доме 1947 года, определяющий порядок престолонаследия в Императорском доме. По этому закону Император выполняет свои обязанности в течение всей жизни, а его преемник избирается среди мужчин по мужской линии.

На официальном уровне в Японии и за рубежом Император выступает как «глава государства», однако это звание не закреплено за ним законодательно, так как статус главы государства в тексте Конституции не предусмотрен.

2 августа 2014 года правящая Либерально-демократическая партия Японии предложила ряд законопроектов, согласно которым полномочия императора незначительно увеличиваются. В них предполагается, что Император в тексте Конституции вновь официально переименовывается из «символа» в «главу государства», и свои решения он принимает не по «совету и одобрению Кабинета» а просто по «совету», что как бы даёт возможность Императору предпринимать действия, касающиеся дел государства, по собственному усмотрению, а не с разрешения Кабинета министров. В данный момент законопроект пока не вступил в силу.

Список

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ