Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Зелинский, Корнелий Люцианович

Зелинский, Корнелий Люцианович

Литературоведы

18 января 1896 - 25 февраля 1970

советский литературовед, литературный критик, член СП СССР , доктор филологических наук


Корнелий Люцианович Зелинский (1896—1970) — советский литературовед, литературный критик, член СП СССР (1934), доктор филологических наук (1964).

Биография

Родители: отец — Люциан Теофилович Зелинский (1870—1941), инженер, мать — Елизавета Николаевна Киселева (1869—1945), учительница русского языка и литературы. Закончил 6-й московскую гимназию. В 1918 году окончил философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Тогда же начал редактировать и печататься в газете «Кронштадские Известия», а также, как военный корреспондент, в газетах РОСТА (Российское телеграфное агентство). По окончании гражданской войны принимал деятельное участие в литературной жизни, с 1923 — как литературный критик. В его круг знакомых входили В. Маяковский, Вс. Иванов, Л. Леонов, С. Есенин, И. Сельвинский. Был корреспондентом «Известий» в Париже, литературным помощником посла СССР Х. Раковского (1926).

К. Л. Зелинский — один из основателей (совместно с И. Л. Сельвинским), главный теоретик и литературный критик группы конструктивистов, в которую входили также Б. Агапов, В. Инбер, И. А. Аксенов, Е. Габрилович, В. Луговской, Э. Багрицкий, Н. Панов (Туманный), А. Квятковский. Явление конструктивизма им понималось шире, чем просто литературное направление. Оно трактовалось как настроение времени, переходного к социализму. «Это стиль эпохи, её формирующий принцип, который мы найдем во всех странах нашей планеты, где есть человеческая культура, связанная теми или иными путями с культурой мировой». По его мнению развитие техники меняет и подчиняет человеческую природу, позволяя на единицу силы производить всё большее действие («грузофикация»). Литературный конструктивизм призван осуществлять «грузофикацию» культуры и прежде всего — поэзию, нагружая каждое поэтическое слово всё большим смыслом. Особое значение придавалось «смысловой доминанте» — теме произведения, которому должны подчиняться все его компоненты. Это понимание принципов художественного творчества было раскрыто в книге «Поэзия как смысл» (1929), где логический смысл произведения трактовался уже как формальный элемент (произведение как конструкция), что сближает этот взгляд с формалистическим подходом к литературе; в серии литературно-критических портретов творчество поэтов В. Инбер, Э. Багрицкого, В. Луговского, И. Сельвинского рассматривалось под углом практического воплощения идей литературного конструктивизма в поэзии. С ужесточением идеологического контроля со стороны партии и роспуске большинства литературных объединений Зелинский был вынужден выступить с критикой этого направления (статья «Конец конструктивизма», 1930).

К. Л. Зелинский был одним из участников встречи советских писателей с членами правительства, состоявшейся 26 октября 1932 г. в Москве на квартире Горького с участием Сталина, Молотова, Кагановича, Ворошилова и Постышева. Обсуждались вопросы, связанные с созданием творческого союза советских писателей. Об этом он — единственный из многочисленных присутствовавших — оставил подробные записи.

Зелинский — один из авторов книги «Канал имени Сталина» (1934). Начиная с этого времени, в течение двадцати лет (с 1934 по 1955 гг.) он устранился от активного участия в литературной деятельности, не выпуская книг и ограничиваясь лишь рецензиями и небольшими статьями в периодике. В 1940 году написал для издательства критический отзыв на предполагавшуюся к изданию книгу стихов М. Цветаевой, увидев в них «пустоту, бессодержательность». В итоге книга не была напечатана, что фактически закрыло Цветаевой возможность печататься после её возвращения в СССР. Он содействовал изданию посмертного сборника новелл А. С. Грина, в котором написал предисловие. Выражение «Гринландия», впервые там появившееся, используется до сих пор.

Зелинский близко знал А. А. Фадеева и его семью, в конце сороковых — начале пятидесятых годов работал над неизданной впоследствии книгой о нём под названием «Советский писатель». В урезанном виде она вышла как «А. А. Фадеев» в 1956 году. Воспоминания о событиях последних лет жизни Фадеева под рабочим названием «В июне 1954 г.» были опубликованы лишь в 1989 году.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ