Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Жирицкий, Георгий Сергеевич: биография

Упорный труд работников ОКБ-РД в годы Великой Отечественной войны был отмечен государственной наградой. В сентябре 1945 года по Указу Президиума Верховного Совета СССР «За образцовое выполнение заданий правительства в области конструирования и создания новой техники» была награждена большая группа конструкторов авиационной промышленности, включая и работников ОКБ-РД: Глушко и Севрук получили ордена Трудового Красного Знамени, а Витка, Жирицкий, Королёв, Лист, Уманский и Шнякин — ордена «Знак Почёта».

Однако многим из них всерьёз заняться преподаванием тогда не пришлось. В июле — сентябре 1945 года большинство из них были командированы в Германию для изучения конструкции немецких боевых баллистических ракет А-4 («Фау-2»). Г. С. Жирицкий и Д. Д. Севрук, первоначально также включённый в составленный Глушко список работников ОКБ-РД, подлежащих командировке в Германию, туда в 1945 году не поехали: они решили не оставлять ОКБ-РД без руководства.

3 июля 1946 года был издан приказ министра авиационной промышленности СССР М. В. Хруничева о перебазировании ОКБ-РД из Казани в подмосковные Химки, где находился авиационный завод № 456; завод подлежал перепрофилированию под производство ЖРД для баллистических ракет и самолётов, а ОКБ-РД переключалось на проектирование мощных ЖРД и переименовывалась в ОКБ-456. В ноябре 1946 года большинство работников бывшего ОКБ-РД вместе с членами семей переехали в Химки. Г. С. Жирицкий остался в Казани, решив полностью сосредоточиться на работе в КАИ по подготовке инженеров-двигателистов. В 1947 году он создал в КАИ кафедру Турбомашин (с 2006 года — кафедра газотурбинных, паротурбинных установок и двигателей, ГПТУиД), которую возглавлял в течение 18 лет — до 1965 года. Кафедра специализировалась на лопаточных машинах, и прежде всего — на турбомашинах авиационно-ракетных двигателей.

Внешние изображения
Фотография Г. С. Жирицкого на сайте КАИ им. А. Н. Туполева

Стараниями Жирицкого кафедра уже через год после основания обрела своё лицо и начала нормальный учебный процесс: развернулась научно-исследовательская работа, в основном сконцентрированная на исследовании систем охлаждения рабочих лопаток авиационных газовых турбин, было организовано курсовое проектирование по дисциплинам кафедры. Г. С. Жирицкий исходил из того, что именно в организации и постановке проектирования закладываются основы высокого качества подготовки инженера по двигателям летательных аппаратов, и не уставал повторять: «Без серьёзного, с высокой требовательностью, проектирования не может быть авиационного инженера». В 1957 году при кафедре Турбомашин КАИ была открыта проблемная лаборатория, что открыло новые возможности для интенсификации научных исследований и совершенствования учебного процесса.

Длительное время Г. С. Жирицкий был главным редактором журнала «Авиационная техника».

В 1965 году Г. С. Жирицкий тяжело заболел: в результате инсульта у него была потеряна речь и парализована правая рука. Однако он научился писать левой рукой и незадолго до смерти практически закончил работу над рукописью своей последней книги.

Скончался Георгий Сергеевич Жирицкий в Казани 4 июня 1966 года.

Кафедру Турбомашин в КАИ после кончины Г. С. Жирицкого возглавил его ученик В. И. Локай, а в 1991 году — Л. В. Горюнов, один из последних аспирантов Жирицкого.

Научная деятельность

Основные научные труды Г. С. Жирицкого относятся к теплотехнике, турбостроению и ракетному двигателестроению; они посвящены теории и конструированию паровых машин, паровых и газовых турбин, реактивных двигателей.

В 1925 году выходит из печати монография Г. С. Жирицкого «Паровые машины», выдержавшая шесть изданий. В 1927 году им был издан первый в СССР учебник по паровым турбинам с систематическим изложением теории и конструкций таких турбин. В 1948 году была опубликована монография Г. С. Жирицкого «Газовые турбины», где ему удалось впервые с исчерпывающей полнотой изложить курс проектирования высокотемпературных газовых турбин, включающий методики тепловых и газодинамических расчётов, инженерные методы расчёта на прочность и описания конструкции лопаток, дисков и других деталей турбин. Особую важность для дальнейшего развития транспортного и авиационного газотурбостроения имели разделы монографии, относившиеся к методике проектирования и расчётам систем охлаждения газовых турбин.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ