Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Жирицкий, Георгий Сергеевич

Жирицкий, Георгий Сергеевич

Инженеры

советский механик и инженер-конструктор, специалист в области теплотехники и турбостроения; один из пионеров отечественного авиационного и ракетного жидкостного двигателестроения


Георгий Сергеевич Жирицкий (26 сентября [8 октября] 1893, Крапивна, Тульская губерния — 4 июня 1966, Казань) — советский механик и инженер-конструктор, специалист в области теплотехники и турбостроения; один из пионеров отечественного авиационного и ракетного жидкостного двигателестроения. Доктор технических наук (1937), профессор (1925).

Преподавал в Киевском политехническом институте, Московском высшем техническом училище, Московском энергетическом институте, Казанском авиационном институте; работал в КБ-2 при ОКБ-16 и ОКБ-РД в должности заместителя главного конструктора В. П. Глушко. В 1937 году был необоснованно арестован, после чего сидел в ростовской тюрьме, а в 1939—1944 годах занимался конструкторскими разработками в «шарашках»; в августе 1944 года освобождён. Автор первого в СССР учебника по паровым турбинам, монографий и учебников по паровым машинам, газовым турбинам, реактивным двигателям летательных аппаратов. Один из основоположников фундаментального инженерного образования в области теплоэнергетики и теплотехники.

Биография

Георгий Сергеевич Жирицкий родился 26 сентября (8 октября) 1893 года в городе Крапивна (ныне — село Щёкинского района Тульской области), в семье лесничего С. Н. Жирицкого. Родители его вскоре разошлись; Георгия воспитывала мать, работавшая счетоводом в Киевской казённой палате, а затем — в Киевской городской управе. Уже с 14 лет Георгий самостоятельно зарабатывал, давая уроки.

Киевский период

В 1911 году Георгий Жирицкий с золотой медалью окончил Первую Киевскую гимназию и в том же году поступил на механический факультет Киевского политехнического института, который окончил в 1915 году. Дипломный проект, разработанный Жирицким, был признан лучшим и отмечен денежной премией; через год последовала публикация его первой научной статьи.

С 1915 году работал на заводе «Наваль» в Николаеве. В 1918 году Г. С. Жирицкий был избран по конкурсу преподавателем Киевского политехнического института; он переехал в Киев и приступил к работе на кафедре Паровых котлов, которой тогда заведовал профессор А. Я. Ступин. Совмещая работу инженера на заводе «Физиохимик» с педагогической деятельностью в институте, он преподаёт техническое черчение, практическую механику, паровые машины и паровые турбины, тепловые двигатели. В 1925 году Наркомпрос Украины утверждает 32-летнего Жирицкого профессором по паровым двигателям, а в следующем году его назначают деканом механического факультета и заведующим кафедрой Паровых машин. В 1926 и 1927 годах Жирицкий в ходе научных командировок в Германию ознакомился с практикой немецкого турбостроения.

Московский период

В 1929 году Г. С. Жирицкий участвовал в конкурсе на должность заведующего кафедрой Паровых турбин Московского высшего технического училища (МВТУ). После избрания он переехал в Москву и в 1929/1930 учебном году работал в этой должности, читая курс паровых турбин для тех студентов, кто специализировался по данному предмету, и курс тепловых двигателей для всех студентов механического факультета МВТУ. Ассистентами у профессора Жирицкого были тогда В. В. Уваров и А. В. Щегляев. Одновременно Г. С. Жирицкий заведовал кафедрой паровых машин в Московском механико-электротехническом институте имени М. В. Ломоносова, а в Институте народного хозяйства имени Г. В. Плеханова (ИНХ) читал курсы паровых машин и паровых турбин.

Летом 1930 года в ходе кампании по разукрупнению московских вузов МВТУ разделили на пять самостоятельных училищ, причём электротехнический факультет был выделен в Высшее энергетическое училище. Такому же разукрупнению подвергся и ИНХ имени Г. В. Плеханова, на базе электропромышленного факультета которого был создан самостоятельный отраслевой институт с электротехническими специальностями. С осени 1930 года оба отраслевых энергетических вуза были объединены в единый Московский энергетический институт (МЭИ). Поскольку в Высшем механико-машиностроительном училище, ставшем преемником «старого» МВТУ, специальность «паровые турбины» была закрыта, Г. С. Жирицкий перешёл на работу в МЭИ, где подготовка инженеров по данной специальности была предусмотрена.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ