Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Дюрей, Луи

Дюрей, Луи

Президенты

27 мая 1888 - 03 сентября 1979

годах выдвинулся также как видный функционер французской коммунистической партии , Президент Народной музыкальной федерации Франции и секретарь общества «Франция-СССР»


Луи Эдмон Дюрей (Дюре) (фр. Louis Edmond Durey; 27 мая 1888, Париж — 3 июля 1979, Сен-Тропе) французский композитор первой половины XX века, получивший известность главным образом в качестве одного из участников группы «французская Шестёрка», самый старший по возрасту и первым примкнувший к Эрику Сати. Затем, в 1930—1950-х годах выдвинулся также как видный функционер французской коммунистической партии (ФКП), Президент Народной музыкальной федерации Франции и секретарь общества «Франция-СССР».

Биография

Луи Дюрей (Louis Durey) родился в Париже 27 мая 1888 года в семье типографского рабочего. В Парижской консерватории Дюрей не учился и до 19 лет не собирался стать профессиональным музыкантом. Его планы резко поменялись в 1907 году после посещения театра, где исполнялась опера Дебюсси «Пеллеас и Мелисанда». Ещё до получения диплома Высшей коммерческой школы (1908), он как вольнослушатель частным образом поступил в Школу канторов, где начал брать уроки фортепиано, сольфеджио, гармонии, контрапункта, фуги и композиции у профессора Леона Сен-Рекьё, однако, курс не окончил и диплома не получил. Как композитор и дирижёр Дюрей был — самоучкой. В одно время с Дюреем Schola cantorum закончил и сорокалетний Эрик Сати (с дипломом сочинителя музыки). В период с 18 до 23 лет Дюрей последовательно прошёл через увлечение импрессионизмом, атональной музыкой, нововенской школой и музыкой Арнольда Шёнберга. Ранние сочинения Дюрея написаны в довольно изысканной и тонкой (так называемой, «французской») атональной манере, среди них особо выделяются хоры a capella на стихи Анри де Ренье и Шарля Орлеанского.

Эрик Сати и Дюрей

Чуть позднее, в 1911 году Луи Дюрей впервые столкнулся с творчеством очень особенного, ярко-эксцентричного музыканта и композитора Эрика Сати, а спустя год — познакомился с ним лично и стал его едва ли не самым ярым последователем — («сатистом»). Под непосредственным влиянием творчества и личности Сати, Дюрей резко меняет свой стиль и переходит к скупому линеарному письму, без особых тональных и гармонических тонкостей. Именно тогда начинается второй и самый продуктивный период в жизни Дюрея, так называемый «сатистский период». Свои первые сочинения Дюрей написал в 1914 году, однако первым его исполненным опусом стали «Колокола» (фр. Carillons) для фортепиано в четыре руки, их сыграли в 1917 году на концерте в честь Эрика Сати.

Одним из первых толчков, пробудивших музыкальную молодёжь Франции к восстанию против «дебюссизма» и академической затхлости, стал спектакль «Парад» на музыку Сати. Значение этого взрыва в области эстетики и идеологии искусства переоценить было невозможно. В очередной раз за свою жизнь Сати выступил дерзким ниспровергателем ценностей и создателем новых путей. Даже полвека спустя об этом событии его участники и свидетели вспоминали в превосходных выражениях. Вот несколько слов, сказанных Франсисом Пуленком о премьере «Парада»:

Спектакль, поставленный в 1917 году, в разгар войны, некоторым показался вызовом здравому смыслу. Музыка Сати, такая простая, обыденная, наивно-искусная, подобно картинам таможенника Руссо, вызвала скандал своей нарочитой обыденностью. Впервые (потому что позднее это случалось часто) мюзик-холл заполонил Искусство, Искусство с большой буквы. И действительно, в «Параде» танцевали уан-степ. В этот момент зал разразился свистом и аплодисментами. Весь Монпарнас ревел с галёрки: «Да здравствует Пикассо!» Орик, Ролан-Манюэль, Тайефер, Дюрей и многие другие музыканты орали: «Да здравствует Сати!» Это был грандиозный скандал. В моей памяти, как на экране, возникают два силуэта: Аполлинер, в офицерской форме, с забинтованным лбом… Для него это был триумф его эстетических взглядов. И другой силуэт, словно бы в тумане — это Дебюсси, на пороге смерти, шепчущий, покидая зал: «Может быть! Но я уже так далеко от всего этого!» Некоторое время «Парад» незаслуженно презирали, но теперь он занял место в ряду бесспорных шедевров.

— Франсис Пуленк. Мои друзья и я.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ