Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Диев, Михаил Яковлевич: биография

Помимо исторических исследований, Михаил Яковлевич Диев с самого начала своей научной деятельности немало интересовался и этнографическими изысканиями, и не только в Костромской губернии, но и соседних Владимирской и Ярославской. Не имея возможности сам напечатать свои «Собрания», он сообщал их И. M. Снегиреву, который и охотно воспользовался ими при составлении своих трудов: «Русские простонародные праздники и свадебные обряды» (М., 1837—1839 г.) и «Русские народные пословицы и притчи» (Москва, 1848 год). За посланное в академию наук «Собрание слов языка, употребляемого в Нерехте, под названием Елтанского» (известного во Владимирской губернии под именем «Офенского»), Диеву была «изъявлена искренняя благодарность» от президента II отделения.

Изучая язык, обычаи и праздники костромского вообще и нерехтского в частности простонародия, М. Диев одновременно заинтересовался и агиологиею, как она представляется сознанию народа. «В дополнение к нерехтским обычаям», писал он Снегиреву (1830 г.), «я помещу статью и о святых, коих костромские крестьяне почитают покровителями сельских работ...» Впоследствии он расширил программу своих агиологических исследований, результатом которых было оставшееся в рукописи сочинение: «Святая Русь или жизнеописание святых Российской империи», в трех частях, на 882 листах, и много сообщил данных А. Н. Муравьеву, для его труда: «Жития святых российской церкви, также иверских и грузинских» (СПб., 1857—1865 г.). О некоторых святых Диев поместил статейки в «Энциклопедическом Лексиконе» Плюшара.

В 1840—1850-х гг. Диев особенно усердно занимался составлением «Продолжения словаря духовных писателей в России» и собиранием «Материалов» для «историческаго словоря» вообще костромских ученых и писателей. Последние (т. е. «Материалы») вошли в издание А. А. Титова: «Материалы для био-библиографического словоря. Словарь духовного и светского чина Костромской губернии». По рукописи Диева: «Ученые делатели костромского вертограда» (в «Библиографических Записках», 1892 г., № 5).

Есть свидетельства, что из своих материалов о писателях M. Я. Диев многое сообщал митрополиту Евгению Болховитинову и архиепископу Филарету, автору «Обзора русской духовной литературы». Одновременно с этим он составил: «Исторический и генеалогический лексикон бояр, дворян и других членов российского государства до Петра» (три тома на буквы А — В и Л и М), и «Исторический словарь городов, сел и разных местечек Koстромской губернии».

Особую и довольно значительную группу произведений Диева составляют его работы по истории российской иерархии вообще и костромской иерархии и епархии в частности. Еще в 1836—1837 гг. он составил «Историю о владыках новгородских»; по предложению И. М. Снегирева, принялся в 1839 году за поверку «Иерархического каталога Никодима Селлия»; а затем приглашенный в комиссию при Священном Синоде, занялся поверкою с летописями и актами «Иерархических каталогов российских древних епархий» и приготовил «Исторические исследования при поверке каталогов митрополитов всея Руси с древнерусскими летописями» (рукопись на 336 листах). Исследования, относящиеся до «Истории российской иерархии с иерархическими примечаниями» (на 127 страницах), «Дополнения» и «Материалы» для истории российской иерархии (первые на 425, а вторые на 377 л.). По отношению к костромской епархии написал: «Первое столетие костромской епархии» (несколько частей с особыми томами «Материалов»), «Церковно-историческое описание Костромской епархии» и «Историческое исследование Костромской епархии», и «Некоторые сведения о монастырях костромской, владимирской и ярославской епархий» (на 230 листах). Из всех этих работ не было напечатано ничего, и только в конце XIX века с содержанием одной из них по рукописи Императорской публичной библиотеки («112 лет костромской епархии») познакомил в своей брошюре Полетаев.

Помимо упомянутых трудов он написал также: «Историческое описание костромского Ипатьевского монастыря» (М., 1858 г.); «Сказание о находящихся во Владимирской церкви г. Нерехты двух прославленных чудотворениями св. иконах Божией Матери, именуемых Владимирскими» (М., 1860 г.); «Солигалич» (в «Костромских Губернских Ведомостях», 1859 г., №№ 10—12); «Изъяснение некоторых выражений "Русской Правды"» (в «Журнал Министерства народного просвещения», 1839 г., часть XXII); «О верах у россиян в X и XI столетиях» (в «Русском Историческом Сборнике», т. I, кн. 2) и «Быт священников в г. Нерехте» (в «Костромской старине», выпуск VIII. Из рукописей, кроме вышеупомянутых, больше всего сохранилось так называемых «Сборников» или «Собраний» (до 10) разных статей Диева; затем «Переписка» с разными лицами (в «Трех томах»); большая статья «О старинных волостях и станах, находящихся в Костромской губернии», «Опыт изъяснения псалма LXVII»..

В Московскому обществу истории и древностей Российских Диев подарил найденные им: «редкий манускрипт о посольствах Даудова», «Воскресенскую Солигаличскую летопись», шуйские акты и многие другие исторические документы.

Михаил Яковлевич Диев умер 3 февраля 1866 года в усадьбе Жары в Костромской губернии (на территории нынешнего Судиславского района), где прожил последние четыре года жизни вместе с сыновьями. За год до смерти его разбил паралич..

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ