Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Греттруп, Гельмут

Греттруп, Гельмут

Инженеры

12 февраля 1916 - 15 июля 1981

немецкий инженер-ракетчик, специалист по системам управления, заместитель доктора Штейнхофа


Гельмут Греттруп (нем. Helmut Grttrup; 12 февраля 1916, Кёльн — 5 июля 1981, Мюнхен) — немецкий инженер-ракетчик, специалист по системам управления, заместитель доктора Штейнхофа (руководителя группы управления баллистических и управляемых ракет в Пенемюнде). Возглавлял группу немецких специалистов ракетчиков, вывезенных в 1946 г. из Германии на остров Городомля на озере Селигер. После возвращения в 1953 г. в Западную Германию внес значительный вклад в современные информационные технологии идентификации данных клиента с помощью электронных чипов.

Биография

В Германии

Учёба

В 1935—1939 годах учился в Берлинском техническом университете в Шарлоттенбурге.

Работа в нацистской Германии

С 1940 г. — инженер-разработчик в исследовательском центре Пенемюнде.

В 1941—1945 гг. — начальник отдела по системам управления и метрологии в Пенемюнде.

15 марта 1944 г., Г. Греттруп был арестован гестапо по обвинению в саботаже вместе с Вернером фон Брауном и Вальтером Дорнбергером. В вину арестованным ставилось нежелание работать над баллистической ракетой Фау-2 (А4).

По всей видимости, фон Браун с октября 1943 года состоял под надзором СД. Однажды был получен отчёт о том, как он и его коллега Клаус Ридель вечером дома у инженера высказывали сожаление, что они не работают над космическим кораблём и все они полагают, что война не идёт хорошо. Это расценивалось как «пораженческие настроения». Об этих высказываниях доложила молодая женщина-стоматолог, бывшая одновременно агентом СС.

Освобождены они были только по личной просьбе Дорнбергера к Генриху Мюллеру.

В послевоенной Германии

В 1945 Греттруп был перемещен американцами в Витценхаузен (город в американской оккупационной зоне) для отправки в США. Но затем он неожиданно вступил в контакт с русскими специалистами, прибывшими в Германию для организации работ по изучению немецкой ракетной технологии.

Вот как описывает этот эпизод Борис Евсеевич Черток в своей книге «Ракеты и Люди»:

— Уже через неделю мы получили через новую «женскую» агентуру донесение, что с нами хочет встретиться жена немецкого специалиста фрау Греттруп. Встреча состоялась вблизи самой границы. Ирмгардт Греттруп — высокая блондинка в спортивно-дорожном светлом костюме — явилась с сыном лет восьми. «На случай неприятностей я объясню, что гуляли и заблудились». Сразу дала понять, что вопрос решает не муж, а она. Она якобы ненавидела фашизм. Даже подвергалась арестам. Гельмут тоже. Но они хотят знать, что русские им обещают. Гельмут Греттруп, по её словам, был заместителем фон Брауна по радиоуправлению ракетами и вообще электрическим системам. Он готов перейти к нам при условии полной свободы. Я сказал, что мне надо получить согласие генерала из Берлина и только после этого мы дадим ответ. Но мы бы предварительно хотели встретиться с господином Греттрупом. Фрау сказала, что надо торопиться, через неделю или две их могут уже отправить в США. Через три дня, конечно без согласия Берлина, мы осуществили переброску всей семьи: папы, мамы и двух детей Греттрупов.

…..

Греттруп был явно лучше других информирован о всех делах Пенемюнде, был близок к фон Брауну и очень скептически отозвался о немецком контингенте нашего института «Рабе», кроме Магнуса и Хоха. Остальных он просто не знал. Чтобы не разжигать страсти, мы договорились, что при институте создаем специальное «Бюро Греттруп». Его первая задача — составление подробного отчета о разработках ракеты А-4 и других, которые велись в Пенемюнде.

Также была предпринята попытка перевезти в советскую зону и Вернера фон Брауна. Но его американцы охраняли как фашистского преступника и попытка провалилась.

В институт Нордхаузен (советский институт в германии) вошли три завода по сборке ракет Фау-2, институт «Рабе», завод «Монтания».

Директором этого института стал Л. М. Гайдуков, С. П. Королёв был назначен главным инженером, а В. П. Глушко возглавил отдел по изучению двигателей Фау-2

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ