Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Гредескул, Николай Андреевич: биография

После революции 1917 года

Поворот влево

После Октябрьской революции Гредескул остался в Советской России, хотя его семья, в основном, эмигрировала. Он считал, что русская интеллигенция должна прийти к согласию с большевистскими властями, которое, по его мнению, встало на защиту национальных интересов. Эти идеи Н. А. Гредескула на несколько месяцев опередили "сменовеховство" Николая Устрялова. Летом 1920 года советские органы организовали для Гредескула турне по стране с лекциями. Затем публикует цикл статей в "Известиях". Главный тезис Гредескула:

С каждым днем становится всё виднее, что перед нами не тупик истории и не случайный её эпизод, а большая, торная, светлая дорога, по которой идёт исторический процесс, и на этот раз направляемый сознательными усилиями прозорливых деятелей, ведёт нас к величайшему перелому во всей человеческой истории.

Дальнейшее оформление новый взгляд Николая Андреевича на большевизм получил в книге "Россия прежде и теперь". В этой книге Гредескул пытался объединить марксизм и ницшеанство.

Николай Андреевич вошёл в состав группы "Красная профессура". В 1920 вступил в Научное общество марксистов при Петроградском университете.

В это время Гредескула критикуют, как его бывшие коллеги по работе в "Русской воли":

"перемётная сума", <...> первая пташка, перепорхнувшая из петроградской голодной журналистики к лакомым крошкам, обильно роняемым со стола ликующей Петрокоммуны.А. В. Амфитеатров. Дом литераторов в Петрограде 1919 — 1921 годов

так и те, кто придерживался более левых взглядов, чем он:

Гредескула в герои не возведёшь. Максим Горький

Летом 1920 года большевистские власти устроили для него турне по стране.

В эти же годы Н. А. занимается педагогической и общественной работой. Он читает лекции в ряде Ленинградских вузов, в том числе и в Ленинградском Университете. В начале 1925 Н. А. Гредескул избран секретарем "Общества Вагнеровского искусства" в Ленинграде.

"Биологизаторство"

В своих философских исканиях Н. А. Гредескул стремился соединить социологию марксизма с биологией. Он обращался к биологическому генезису общества, к "биологической материи" социальной реальности. Биологические факторы Гредескул рассматривал как более глубокие и материалистические, чем собственно социологические. Человек своей деятельностью видоизменяет окружающую, в том числе биологическую, природу и создает свою собственную материальную среду, к которой затем приспосабливается "биологической переорганизацией своего мозга". Именно из этого, по мнению Гредескула, следовал вывод, что бытие определяет сознание.

В статье, опубликованной в 1928, он настаивал на единстве наук общественных и естественных, считая, что это единство должно обеспечиваться применением в этих областях знания диалектического метода. Он довольно подробно разбирает выступления А. Ф. Самойлова и других биологов против привлечения диалектики к решению проблем частных естественных наук, вскрывает сущность механистического метода — сведение сложного к элементам. Он одним из первых противопоставил "механистов" и "диалектиков": если первые абсолютизировали элементаристский подход, то вторые — системный, по его терминологии — "синтетический". Сам же он придерживался второго. Он полагал, что только при таком подходе можно достойно критиковать витализм (холизм). Сам Гредескул также подвергся довольно резкой критике за сведение социального к биологическому при рассмотрении факторов развития общества.

В тени

После 1930 года статьи Гердескула перестают появляться в печати. Это привело к широко распространившимся предположениям, что Н. А. Гердескул был репрессирован предположительно в 1933 году. Причина этого в том, что в начале 1930-х (до смерти средней дочери Люши) у Н. А. Гредескула случился удар, он стал страдать расстройством памяти. Однако точно известно, что Николай Андреевич Гредескул умер в первых числах сентября 1941 года в Ленинграде, как раз в тот момент, когда клещи блокады смыкались вокруг города. Его похоронили на Богословском кладбище. На могиле поставили временный деревянный крест с тем, чтобы после войны установить более долговечное надгробие. Но, когда в 50-х годах дочь Гердескула, В. Н. Тигонен, пришла на могилу отца, выяснилось, что там похоронена неизвестная женщина, и никаких следов, что там ранее был погребён Н. А. Гредескул, нет.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ