Иван Васильевич Гаврилов (1837—1890) — действительный статский советник, педагог, переводчик, автор ряда научных работ и учебников; преподавал русский язык великим князьям Павлу Александровичу и Петру Николаевичу.
Биография
Иван Гаврилов родился в 1837 году в семье сын священника области Войска Донского. По окончании Саратовской духовной семинарии поступил в Главный педагогический институт, а по закрытии последнего перешел на историко-филологический факультет Петербургского университета, где и окончил курс в 1861 году со степенью кандидата.
После этого он более двух лет преподавал географию и историю в Мариинском донском институте, а в 1865 году перешел на должность преподавателя русского языка и словесности в Тульскую гимназию.
В 1869 году в «Педагогическом обозрении» опубликовал статью: «Вопрос об ученических сочинениях в немецкой педагогической литературе».
В 1870 году был избран в наставники-руководители в гимназии при Санкт-Петербургском историко-филологическом институте (в 1875—1879 гг. одновременно преподавал логику) и в этой должности оставался до начала тяжёлой болезни в феврале 1887 года.
Трудное и ещё новое в России дело практического руководства студентами в преподавании главных предметов гимназического курса, в особенности русского языка, было поставлено им на должную высоту. Как опытный и искусный преподаватель Иван Васильевич Гаврилов обратил на себя внимание лиц, интересующихся делом преподавания, и был приглашен преподавать русский язык великим князьям Павлу Александровичу и Петру Николаевичу.
Еще находясь в университете, И. В. Гаврилов перевёл с немецкого несколько статей для журнала «Воспитание» Чумикова, а сделавшись преподавателем, помещал в «Журнале Министерства народного просвещения» статьи по общим педагогическим вопросам и критические разборы учебников; эти работы эти пользовались большой распространенностью в учебном мире.
Похоронен в Тосно, на местном кладбище.
Избранная библиография
Статьи в «ЖМНП»:
- Первые уроки церковно-славянского языка. По поводу "Учебника русской и церковно-славянской этимологии для средних учебных заведений" Л. Поливанова (1868 г., № 5);
- По вопросу о малоуспешных учениках нашей гимназии (1868 г., № 10);
- Лицей Цесаревича Николая (1871 г., №11, подписано литерой Z);
- Рецензия на книгу «Латинская этимология в соединении с русской для трех низших классов. Учебник лицея Цесаревича Николая, M., 1868 г.» (1871 г., № 7).
Отдельно изданы:
- Письменные упражнения. Руководство к ведению и составлению ученических сочинений в средних учебных заведениях (СПб., 1 изд., 1872 г., 2 изд., 1875 г., 3 изд., 1884 г.);
- Стилистические задачи для четырех низших классов (изд. 2, испр. и доп., СПб., 1875 г.);
- Стилистические задачи для низших и средних классов (СПб., 1 изд., 1874 г., 2 изд., 1875 г., 3 изд., 1878 г., 4 изд., 1880 г., 5 изд., 1885 г., 10 изд., 1907 г.);
- Применение стилистических задач в связи с преподаванием грамматики и чтением хрестоматии (СПб., 1875 г.);
- Темы, расположения и материалы для сочинений в старших классах (СПб., 1 изд., 1876 г., 7 изд., 1907 г.);
- Материалы для письменных упражнений в старших классах средних учебных заведений., Вып. 1. (СПб., 1886 г., 2 изд., 1895 г.);
- Область и цель письменных упражнений (СПб., 1887 г.).