Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Вен, Поль

Вен, Поль

Археологи

День рождения 13 июня 1930

французский археолог и историк античности, специалист по истории Древнего Рима


Поль Мари Вен (Вейн) (фр. Paul-Marie Veyne; р. 13 июня 1930 года, Экс-ан-Прованс) — французский археолог и историк античности, специалист по истории Древнего Рима. Выпускник Высшей нормальной школы Франции, в данный момент является почётным профессором в Коллеж де Франс. Представитель постмодернизма, причисляется к школе Луи Жерне. В настоящее время Поль Вейн живет в Бедуане, Воклюз.

Биография

Поль Вен происходил из небогатой семьи: его дед и бабушка были фермерами, а отец банковским работником. Из всех направлений образования, которые он называет «бескультурными», Вен выбрал историю и археологию, абсолютно случайно, в возрасте восьми лет, когда он нашёл осколок амфоры на стоянке кельтов неподалеку от деревни Кавайон. Он развил в себе определённый интерес к Римской цивилизации, поскольку она была наиболее известна в том месте, где он вырос. Вскоре его семья переехала в Лилль. Там, в археологическом музее, соблюдая указания куратора, он старательно и усердно изучал римские коллекции. Вен утверждает, что его интерес к грекам и римлянам он по воле случая обнаружил именно в детстве, и на него не влияли никакие гуманистические идеи.

В Париже

Отправившись в Париж за степенью бакалавра, он испытал неожиданную вспышку пробуждения политического духа, после того, как увидел барельеф на бульваре Сен-Мишель, который знаменовал освобождение города. Тогда Поль Вен принял решение вступить в коммунистическую партию Франции. Однако спустя четыре года он вышел из партии, не имея истинных политических убеждений. С другой стороны, плохое обращение колонистов с алжирцами возмущало его не меньше, чем зверства нацистов. Однако, шок, который он испытывал от этого, скорее носил моральный, нежели социальный или политический оттенок.

Начало научной карьеры

Поль Вен учился в Высшей нормальной школы Франции в Париже в 1951—1955 годах. Позже он основался в Экс-ан-Провансе, где получил должность профессора Университета Прованса. Именно в годы проживания в Экс-ан-Провансе он опубликовал провокационное Comment on crit l’histoire, эссе, в котором рассуждал об эпистемологии истории. В то время, когда во французской историографии доминировали количественные методы, Вен в своем эссе беззастенчиво заявил, что история должна быть «истиной сказкой». Благодаря этому эссе он стал одним из первых, кто вызвал интерес к повествовательным аспектам исторической науки.

Однако, его монография Le pain et le cirque, посвященная эвергетизму, вышедшая в 1975 году, продемонстрировала, что концепция Вена о повествовательной истории в значительной степени отличается от сложившегося взгляда, и его разрыв с доминирующей Школой «Анналов» гораздо меньше, чем в 1970 году. Эта книга представляла собой комплексное исследование практики дарения подарков и была написана в традиции Марселя Мосса.

Деятельность в Коллеж де Франс

В 1975 году Вейн получил должность в Коллеж де Франс благодаря поддержке Раймона Арона. Однако, во вступительной лекции он забыл упомянуть имя Арона, и с тех пор их отношения испортились. По словам Вейна, Арон с тех пор порицал его за это проявление неблагодарности. В должности заведующего кафедрой Римской истории Вен оставался с 1975 по 1999 год.

Сотрудничество с Фуко

В 1978 года гносеологическое эссе Вейна было переиздано совместно с новым сочинением Мишеля Фуко Foucault rvolutionne l’histoire. В этой работе Вейн перестал настаивать на восприятии истории как повествования и сконцентрировался на значимом сдвиге исторического мышления в работе Фуко. Этим эссе Вейн зарекомендовал себя как важный и уникальный толкователь работ своего коллеги. Эти отношения между историком античности и философом повлияли и на последнего. Под влияние Вейна Фуко обращается к античности во втором томе «Истории сексуальности». В 2008 году Поль Вейн выпустил новую книгу, посвящённую Фуко и его сочинениям, переработав некоторые темы, которые поднимал в своем прошлом эссе, и расширил интеллектуальный портрет философа.

Библиография

  • Comment on crit l’histoire : essai d'pistmologie, Le Seuil, 1970.
  • Le pain et le cirque, Le Seuil, 1976.
  • L’inventaire des diffrences, Le Seuil, 1976.
  • Les Grecs ont-ils cru leurs mythes ?, Le Seuil, 1983.
  • L'lgie rotique romaine, Le Seuil, 1983.
  • Histoire de la vie prive, vol. I, Le Seuil, 1987.
  • Ren Char en ses pomes, Gallimard, 1990.
  • La socit romaine, Le Seuil, 1991.
  • Snque, Entretiens, Lettres Lucilius, revised translation, introduction and notes, Laffont, 1993.
  • Le quotidien et l’intressant, conversations with Catherine Darbo-Peschanski, Hachette, 1995.
  • Les mystres du gynce, in collaboration with F. Frontisi-Ducroux and F. Lissarrague, Gallimard, 1998.
  • Sexe et pouvoir Rome, Tallandier, 2005.
  • L’empire grco-romain, Le Seuil, 2005.
  • Foucault, sa pense, sa personne, Albin Michel, 2008.
  • Вен П. Как пишут историю. Опыт эпистемологии = Comment on crit l'histoire : essai d'pistmologie / [Пер. с фр. Л. А. Торчинского]. — М.: Науч. мир, 2003. — 391 с. — (Программа Пушкин = Programme A. Pouchkine). — ISBN 5-89176-223-4.
  • Вен, Поль. Греки и мифология: вера или неверие? = Les Grecs ont-ils cru leurs mythes ? / Пер. с фр. В.П. Гайдамака. — М.: Искусство, 2003. — 221 с. — ISBN 5-85200-407-3.
  • Вен П. Фуко. Его мысль и личность = Foucault, sa pense, sa personne / Пер. с фр. А. В. Шестакова. — СПб.: Владимир Даль, 2013. — 193 с. — ISBN 978-5-93615-135-4.

Награды

  • 2006: Премия Шатобриана за «Греко-римскую империю»
  • 2007: Премия Сената за историческую книгу за работу «Когда наш мир стал христианским (312—394)»
  • 2007: Большая премия Гобера за совокупность произведений
  • 2009: Премия Роже Кайуа за эссе

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ