Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Бороздин, Константин Матвеевич

Бороздин, Константин Матвеевич

Археологи

13 мая 1781 - 10 мая 1848

русский археолог и историк, чиновник из дворянского рода Бороздиных, тайный советник, сенатор


Константин Матвеевич Бороздин (13 (24) мая 1781 — 10 (22) мая 1848) — русский археолог и историк, чиновник из дворянского рода Бороздиных, тайный советник, сенатор.

Биография

Сын сенатора Матвея Корниловича Бороздина (1753—1817) от его брака с Варварой Ивановной Панфиловой (1751—1818). Дед — К. М. Бороздин, герой Семилетней войны, первым из русских получивший чин генерал-аншефа артиллерии. С малолетства был записан в Преображенский лейб-гвардии полк, однако в 19 лет был определен в гражданскую службу. Его брат, Владимир Матвеевич стал военным: генерал-майор, участник Бородинского сражения.

В начале 1809 году К. М. Бороздин вышел в отставку, в чине статского советника, с намерением совершить учёное путешествие по России с целью исследования древностей. К этому времени относится его знакомство с А. Н. Олениным, который добился у императора Александра I субсидии на организацию первой в России историко-археологической экспедиции по городам России. Помощниками его были назначены: А. И. Ермолаев, известный впоследствии археолог и палеограф, а также рисовальщик Иванов.

Путешествие продолжалось три года. Бороздин начал путешествие с северной России, посетил Старую Ладогу, Тихвин, Устюжну, Череповец, Белозерск и Вологду; затем — Киев, Чернигов, Курск, Боровск и Тулу, изучая все места, где можно было предполагать остатки древностей, и посещая частных лиц, у которых имелись какие-либо старинные редкости.

Результатом этого путешествия явилась обширная коллекция рисунков, с приложением описания к ним, которая и передана была для хранения в Императорскую Публичную Библиотеку. В первый альбом вошли рисунки и планы Старо-Ладожской крепости, её башен и церквей, а также виды монастырей и городов Белозерска, Тихвина и Устюжны, и снимки с предметов древности, там обнаруженных; во втором альбоме воспроизведены различные предметы, принадлежавшие Кирилло-Белозерскому монастырю; третий альбом составили план Киева и его окрестностей, виды отдельных его достопримечательностей и снимки с археологических предметов; в четвёртый альбом вошли материалы, связанные с городами, посещёнными Бороздиным в конце его путешествия. Кроме того, Бороздин привез из путешествия несколько рукописных сборников и древних актов, в том числе «опальный синодик» Иоанна Грозного, впоследствии напечатанный Н. Г. Устряловым в «Сказаниях князя Курбского».

В 1812 году новоржевское дворянство избрало Бороздина начальником ополчения. После занятия русскими войсками Варшавского герцогства, Бороздин вступил в службу под начальство Н. Н. Новосильцева; 20 ноября 1815 года был произведён в действительные статские советники.

С 4 августа 1826 года по 20 апреля 1833 года К. М. Бороздин состоял попечителем Санкт-Петербургского учебного округа.

В 1828 году министр просвещения А. С. Шишков в самых лестных выражениях докладывал Николаю I об успешной деятельности Бороздина в этой должности. Такую же оценку давали Плетнев и проф. Григорьев: «С назначением его в попечители… успех преподавания и порядок в управлении внушили всем сословиям петербургского общества такую доверенность и уважение к университету, что он быстро стал наполняться слушателями. В душе и характере Бороздина было всё, чем приобретается доверенность, уважение и преданность. Своею любовью к трудам кабинетным…, тёплым участием своим в каждом учёном предприятии, он вызывал деятельность других».

А. В. Никитенко также восторженно отзывался в «Дневнике» о тогдашнем своём начальнике: «Я не знаю человека с более благородным сердцем… Он не учился систематически, но читал много и, что чудо между нашими дворянами и администраторами, размышлял ещё более. Он имеет обширные познания в русской истории, которую изучал, как патриот, и вместе как философ. Ум его возвышен. Поэтическая фантазия нередко уносит его из области нашей мёртвой и горестной действительности в чистую, светлую область идей, и, хотя он не любит немецкой философии, но это только на словах, ибо, сам того не замечая, почти во всём следует её могучему гению. Он ждет для России лучшего порядка вещей и, любя её превыше всего, превыше самого себя, со смирением несет тягости общественные».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ