Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Бородин, Александр Парфеньевич

Бородин, Александр Парфеньевич

Инженеры

10 октября 1848 - 07 апреля 1898

русский инженер и учёный в области железнодорожного транспорта, один из основоположников паровозостроения в России


Александр Парфеньевич Бородин (28 сентября (10 октября) 1848, Санкт-Петербург Российская империя— 26 марта (7 апреля) 1898 Мерано Италия) — русский инженер и учёный в области железнодорожного транспорта, один из основоположников паровозостроения в России. Статский советник.

Биография

Из дворян Екатеринославской губернии. Родился в семье военного. Его брат, И. П. Бородин был известным ботаником.

В 1870 году окончил Технологический институт, а в 1872 году Санкт-Петербургский институт путей сообщения. По окончании института, по рекомендации профессора механики И. А. Вышнеградского был назначен заведующим подвижным составом и водоснабжением Ряжско-Вяземской железной дороги; в 1877 году стал управляющим Киево-Брестской железной дороги; в 1879 году А. П. Бородин — главный инженер службы подвижного состава, тяги и мастерских Юго-Западных железных дорог, а с 1889 года — управляющий; с 1895 года, после передачи Юго-Западных железных дорог в казну — их начальником.

В 1880—1882 годах на базе Киевских мастерских Юго-Западной железной дороги А. П. Бородин создал первую в мире стационарную лабораторию по испытанию паровозов (в пути). Совместно с инженером путей сообщения Л. М. Леви разработал методику линейных испытаний паровозов.

В 1882 году по проекту Бородина был построен паровоз серии П с 4-х цилиндровой машиной тандем-компаунд.

А. П. Бородин был бессменным председателем съездов инженеров службы тяги железных дорог России.

Он неоднократно выступал за улучшение условий труда и механизации на железнодорожном транспорте.

А. П. Бородин являлся одним из основателей журнала «Инженер», с 1885 года — его редактором.

Он принимал активное участие в работах Русского технического общества: с 1880 по 1896 годы — член Киевского отделения общества, в 1892 году он возглавил механико-строительный отдел этого общества. Русским техническим обществом была учреждена золотая медаль имени Бородина, которой награждались изобретатели и рационализаторы сделавшие большой вклад в области железнодорожного транспорта.

Член Общества гражданских инженеров Англии и Франции.

Умер от воспаления лёгких, находясь на лечении в Мерано (Италия). Похоронен на Аскольдовой могиле на берегу Днепра в Киеве. Могила не сохранилась, в настоящее время на месте кладбища разбит парк.

Семья

  • Жена — Анна Владимировна (урожд. Долженкова) (1858—1928); её в своих письмах И. Ф. Анненский называет кузиной, хотя родственные связи их не выяснены.
  • Сын — Александр Александрович (1885—1925) — преподаватель русского языка и словесности.

Источники

  1. 1 2 Бородин Александр Парфеньевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. гл. ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17378135"></a>
  2. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 4. Большой Кавказ — Великий канал. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. — 751 с.: ил.: карт.
  3. 1 2 А. П. Бородин — основоположник русской школы паровозостроения.
  4. Александр Парфеньевич Бородин
  5. 1 2 3 4 Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. С. И. Вавилов, 2-е изд. Т. 5. Березна — Ботокуды. 1950. 652 стр., илл.: 69 л. илл. и карт.
  6. Воейков А. И. Савельев, Рафаил Николаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Литература

  • Житков С. М. Биографии инженеров путей сообщения. СПб., 1902. Вып.3

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ