Якопетти, Гуалтьеро: биография
…монтировал Якопетти безобразно, то есть, вообще, не монтировал, а клеил один за другим сюжеты, как бы свидетельствующие о деградации цивилизации… Можно только восхититься проворливостью итальянского режиссёра, при помощи лома и какой-то матери адаптирующего на свой лад … одну идею: никакого прогресса в истории нет. |
Киновед Александр Дерябин, рассуждая об этике в кинематографе, называет Якопетти жупелом документалистики, отрицаемым как прогрессивной, так и реакционной общественностью. Журналист Татьяна Алёшичева, называя итальянского постановщика «занудой и моралистом», что его анти-заслуга не в том, что он первым осознанно принял шок и эпатаж главными приёмами документального кино, а в том, что последовательно проповедует идею бесконечности регресса, цинизма и демагогии цивилизации.
Режиссура Гуалтьеро Якопетти, являясь спорной и противоречивой, в чём-то обогнала своё время. При этом позиция постановщика-провокатора, цинизм в подборе материала, чрезмерная жесткость, граничащая с аморальностью, — неотъемлемые черты его лент.
Художественное влияние
Появившийся в середине 1970-х годов жанр Снафф очевидно является субжанром Мондо, с отличием в том, что кинематографисты перестали «ловить» реальность, а создавали её сами. Первым представителем направления стал фильм «Снафф» («Snuff»), снятый в Аргентине в 1971 Майклом и Робертой Финдли.
Анти-эстетика социального вызова, жёсткость, иногда жестокость происходящего на экране позволили кинокритикам неоднократно сопоставлять работы Гуалтьеро Якопетти и более современного австрийского режиссёра Михаэля Главоггера. Однако сам Главоггер заявлял, что совершенно не знаком с творчеством итальянского документалиста и не видел ни одного его фильма.
Упоминавшийся выше российский критик Михаил Трофименков считает, что «Собачьи миры» стали основой для идеологических программ телевидения СССР. Сознательно или нет, но произошло это весьма органично: монтаж Якопетти — это типичный монтаж телепередачи, составленной из не связанных историй. Ещё более современным наследником приёмов Якопетти киновед называет программы Discovery Channel. Итальянский режиссёр провокационно демонстрирует условное тихоокеанское племя, где у каждого жителя в результате встречи с акулами нет тех или иных конечностей. Ещё более циничен и эпатажен, по мнению Михаила Трофименкова, современный сюжет Discovery о сёрферах без руки или без ноги остающихся в любимом спорте.
Дуэт Якопетти-Проспери не только создал новый «жёлтый», «коммерческий» поджанр не игрового кино «шокьюментари», но и стал первооткрывателем «мокьюментари». |
Фильмография
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1959 | док | Ночь над Европой | Europa di notte | автор сценария |
1961 | док | Мир ночи | Il mondo di notte | автор сценария |
1961 | док | Как хорошо жить | Che gioia vivere | автор сценария |
1962 | док | Собачий мир | Mondo cane | автор сценария, режиссёр, продюсер |
1963 | док | Женщина в мире | La donna nel mondo | автор сценария, режиссёр, продюсер |
1963 | док | Собачий мир 2 | Mondo cane 2 | режиссёр, продюсер |
1966 | док | Прощай, Африка | Africa addio | автор сценария, режиссёр |
1966 | док | Шаман во фраке | Witchdoctor in Tails | режиссёр |
1971 | ф | Прощай, ддя Том | Addio zio Tom | автор сценария, режиссёр, продюсер |
1975 | ф | Щенячий мир | Mondo candido | автор сценария, режиссёр |
1980 | ф | Фанхио: Жизнь на 300 км/ч | Fangio: Una vita a 300 all'ora | автор сценария, проект не реализован |