Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Якопетти, Гуалтьеро

Якопетти, Гуалтьеро

Кино

04 сентября 1919 - 17 августа 2011

итальянский режиссёр документального кино, журналист


Гуалтьеро Якопетти (итал. Gualtiero Jacopetti; 4 сентября 1919, Барга, Тоскана, Италия — 17 августа 2011, Рим, Италия) — итальянский режиссёр документального кино, журналист.

Биография

Ранние годы

Гуалтьеро Якопетти родился 4 сентября 1919 года в коммуне Барга на северо-западе Италии. Во время Второй мировой войны сражался в движении сопротивления против итальянских фашистов. После неё, по совету своего друга и наставника Индро Монтанелли, начал работать журналистом. В 1953 году стал одним из основателей влиятельного либерального еженедельника «Cronache», однако, издание вскоре было закрыто за публикацию откровенных фотографий Софи Лорен. Более того, Якопетти был приговорён к году тюрьмы за распространение порнографии. Впоследствии он работал рядовым журналистом, редактором новостей, актёром и режиссёром короткометражных фильмов. Сотрудничал в написании сценариев с режиссёрами Рене Клеманом и Алессандро Блазетти.

Карьера в кино

В 1960 году он обратился к своим коллегам Франко Проспери и Паоло Кавара с идеей создания «анти-документального фильма». Через два года состоялась премьера картины «Mondo cane» (рус. Собачий мир). Она имела шумный успех у зрителя и дала название целому направлению в документальном кино (Мондо или Shockumentary). При этом лента не получила ни одной профессиональной награды за художественные достижения (не принимая в расчёт национальную премию «Давид ди Донателло» лучшему продюсеру), но была удостоена двух престижных номинаций: на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля и на премию «Оскар» за лучшую песню к фильму в год своей премьеры в США (1963). Успех «Mondo cane» вдохновил не только последователей и подражателей. Сами авторы продолжили развитие стилистики в картинах «Женщина в мире…» (итал. La Donna nel mondo…, 1963 год), «Собачий мир 2» (итал. Mondo Cane 2, 1963 год), «Прощай, Африка» (итал. Africa addio, 1965 год) и ряде других.

1971 году Якопетти и Проспери сняли псевдодокументальный фильм «Прощай, дядя Том» (итал. Africa addio), который получил чрезвычайно негативные отзывы критиков. После ещё двух не успешных проектов в кинематографе Гуалтьеро Якопетти вернулся к работе в печатных СМИ.

Смерть

Якопетти умер 17 августа 2011 года в возрасте 91 года. Он завещал, чтобы его похоронили рядом со своей возлюбленной — английской актрисой Белиндой Ли, которая погибла в 1961 году в автомобильной аварии по дороге из Лас-Вегаса в Лос-Анджелес. Сам Якопетти тогда был только ранен.

Критика творчества

Одним из первых негативную критику работам Якопетти дал американский киновед Роджер Эберт. Начав с фильма «Прощай, дядя Том», он назвал его самым отвратным и презрительным оскорблением документального кино, которое злорадствует над человеческой деградацией. Если первой картине постановщика «Собачий мир» удалось ввести в заблуждение нескольких критиков из наиболее бездарных, неспособных отличить постановочных сцен от хроникальных, то вторая — «Женщина в мире…», снята лишь для тех, «кому нравятся эпизоды женской борьбы в грязи под вопли пьяных нацистов». Фильм «Прощай, Африка» назван критиком жестоким, нечестным и откровенно расистским. Гуалтьеро Якопетти в ряде интервью отвечал позже на эти комментарии, что Роджер Эберт видел лишь копию фильма, которая была перемонтирована для американской аудитории, а это было произведено без согласия итальянских кинематографистов (например, оригинальное название изменено на «Africa: Blood and Guts» ( «Африка: Кровь и Кишки»). Кроме того, неудачный перевод на английский, пренебрежение к оттенкам итальянского языка привели, по мнению Якопетти, к полному извращению первоначальной идеи картин.

Крайне негативной оценки всех лент Гуалтьеро Якопетти придерживается российский критик Михаил Трофименков. Он считает их пасквилем на не состоявшийся «документальный жанр» итальянского кино. Рассматривая попытку других критиков оценить «Собачий мир» и «Прощай, дядя Том» как антибуржуазное, нигилистическое кино, он вспоминает, что даже официальные деятели культуры СССР, когда шла речь о «революционности» фильмов Якопетти, делали оговорку, что последний — лишь «коммерческая эксплуатация бунтарских настроений».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ