Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Энвер-паша: биография

Первая мировая война

В 1914-1917 гг. большевики (в полном соответствии с лозунгом «Поражения своего правительства в войне») негласно поддерживали пантюркистский политический проект «Туран Йолу» (Дорога в Туран). Оный проект курировали военные преступники Энвер-паша, Талаат-паша, Назым-бей и Ахмед Агаев. Конечной целью пантюркистов было убедить тюркоязычное население Кавказа, Ирана, Крыма, Поволжья и Туркестана отделиться от России или Ирана - и присоединиться к новой мега-державе «Туран». Одним из живых препятствий к реализации данного проекта оказался армянский народ.

Военный министр

Сарыкамышское сражение

Геноциды на территории Османской империи

Энвер-паша вместе с Талаат-пашой и Джемаль-пашой был одним из главных организаторов геноцида армян, геноцида греков и геноцида ассирийцев в Османской империи во время Первой мировой войны.

Бегство в Германию

После подписания Турцией Мудросского перемирия в 1918 году Энвер вместе с Талаат-пашой и Джемаль-пашой бежал в Германию на немецкой подводной лодке, где жил под псевдонимом Али-бей. В его отсутствие послевоенный трибунал в Стамбуле судил Энвера и заочно приговорил его к смертной казни.

В 1919 году Энвер встретился в Германии с коммунистом Карлом Радеком, представляющим Советскую Россию. Он решил вступить в прямой, официальный контакт с российскими большевиками и использовать каналы связей между немецкими военными кругами и большевиками, с целью организовать и возглавить в Средней Азии борьбу против Великобритании.

Деятельность в Москве

В начале 1920 года Энвер-паша прибыл со своими сподвижниками-пантюркистами в Москву. Большевики в то время поддерживали обе ведущие турецкие партии: Националистическую Мустафы Кемаля и Юнионисткую Энвер-паши, боровшиеся за власть в стране. Энвер базировался в Москве около полутора лет, работая в Обществе Единства Революции с Исламом. Въезд в Турцию ему был запрещен Великим Турецким Национальным собранием, выпустившим приказ от 12 марта 1921 года. Запрет был наложен на Энвер-пашу и Халил-пашу за «возможное ухудшение внутренней политики в стране и внешних отношений правительства Анкары».

Правительство Советской России надеялось использовать ОЕРИ для защиты своих интересов в Средней Азии и на Кавказе, и Энвер-Паша согласился на определённую программу взаимодействия, при этом стратегической целью было противодействие англичанам.

Ахмед Джемаль-паша взял на себя миссию использования отрядов басмачей для операций против англичан, и прибыл в Ташкент с полномочиями от советского правительства с группой турецких офицеров. Однако операция ни к чему не привела, он вернулся в Москву для следующей серии переговоров.

В это время Энвер-паша вернулся на короткое время в Берлин, затем по приглашению РСФСР принял участие в Конференции Народов Востока в Баку. Во время конференции его появление было встречено протестами со стороны турецкой делегации и ряда представителей Азербайджана. Выступление Энвера-паши также не понравилось участникам не мусульманам, не понимавшим его идеологии объединения большевизма и ислама.

30 июля 1921 года, после конференции Энвер-паша поехал в Батуми навестить родственников, и попытался проникнуть в Анатолию, но попал в бурю и вернулся назад в Батуми. В батумский период он стал объединять оппозиционные Мустафе Кемалю силы, апеллируя к тому что в борьбе за независимость против Греции Турция должна быть едина. Однако победа Анкарского режима в битве при Сакарии (2-13 сентября) против греков кардинально изменили расстановку сил в борьбе за власть в Турции. Москва в этой борьбе выбрала Мустафу Кемаля.

Чичерин посчитал, что популярность идей пантуркизма Энвера-паши поможет Советской власти в Туркестане в борьбе с басмачеством, куда он и был послан в ноябре 1921 года.

Бухара

Энвер-паша имел крайне поверхностное знание о ситуации в Туркестане, полученное в основном во время Бакинског конгресса от мусульманских делегаций из Туркестана. Один из делегатов, активный участник проекта «Туран Йолу», Хаджи Сами (Kushji Bashi Zade Sami Beg) восторженно рассказывал паше: «В 1916 я, простой и скромный турок, поднял весь Киргизстан против русских. Перед твоей славой и популярностью в Туркестане не устоит никто!». В то же время Энвер-паша стал чувствовать потерю интереса к себе со стороны Советской власти. Это чувство резко усилилось после того, как полпред в Бухаре К. К. Юренёв не разрешил возвращавшемуся из Афганистана Джемаль-паше остановиться в Бухаре, чтобы встретиться с Энвер-пашой. Юренёв, не вдаваясь в детали, заявил паше, что знает о его планах. Это испугало пашу, и он стал бояться, что большевики уничтожат его. Советские власти в середине 1921 года отправили Энвер-пашу в Бухару, где он должен был представлять интересы Советской России в переговорах с членами правительства БНСР, так как он сам предложил себя в качестве советника Красной армии по формированию национальных частей в её составе и взаимодействию с басмачами против эмира.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ