Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шенье, Андре: биография

Творчество

Когда в начале XIX в. стихи Шенье получили известность, их автора назвали предвестником романтизма. «Шенье, — пишет Сент-Бёв, — был провозвестником новой поэзии; он принёс с собой новую лиру; у неё, правда, ещё недоставало нескольких струн, но теперь эти струны добавлены его последователями». Однако провозвестником новой поэзии Шенье является лишь в теории, в своей поэме «Изобретение» (L’Invention). Его идиллии и элегии соответствуют самым строгим канонам классицизма и, за исключением разве что лирического настроения, в них нет ни одного намёка на характерные для романтиков мотивы. Со времён Эгжера и его книги «Эллинизм во Франции» Шенье считается одиноким поэтом-классиком и гуманистом, стоящим в одном ряду с аббатом Бартелеми, автором «Путешествия молодого Анахарзиса», с графом де Кайлюсом и прочими учёными археологами-эллинистами. Эту характеристику Шенье развил Эмиль Фаге, по мнению которого Шенье должен быть назван провозвестником Парнаса, то есть Леконта де Лиля и Эредиа. Подобные различия в характеристике Шенье вполне естественны. Загадочный и самодостаточный, он стоит в стороне от основного течения в истории литературы Франции. Вместе с Гесснером и Томсоном Шенье причисляется к одиноким фигурам в истории литературы, которые на рубеже двух эпох не принадлежат ни одной из них и отражают особенности обеих. Шенье выглядит из них самым одиноким.

Исходной точкой творческих исканий Шенье был действительно эллинизм — особый, своеобразный и новый гуманизм, который возник в некоторых избранных умах на исходе ложноклассической поры французской образованности. С эллинистами Шенье встречался и сблизился в салоне своей матери. Здесь же он слышал и о Винкельмане. Полугреческое происхождение заставило Шенье с особой страстностью взяться за изучение древнегреческой поэзии, в особенности влияния древнегреческих классиков на французскую литературу начиная с Ронсара и Малерба, для того чтобы создавать собственные произведения в подражание классикам, заимствуя и воспроизводя свойственные их творчеству образы и настроение. Написанные Шенье в этом стиле идиллии и элегии остались неизданными. Шенье погиб в возрасте тридцати двух лет. Обычно в этом возрасте почти каждый поэт считает необходимым обратиться к своей аудитории через поэтический сборник. Поэтому весьма правдоподобной кажется догадка Эмиля Фагэ о том, что сам Шенье не считал свою поэзию достойной издания. «Слепец», «Больной» и целый ряд его элегий безусловно совершенны и не уступают более поздним эллинистским творениям Анатоля Франса, Леконта де Лиля и Эредиа, но Шенье чувствовал в себе силы для гораздо большего. Он уже давно пережил свой эллинизм; его поэма «Гермес», сохранившаяся лишь в отрывках, должна была соответствовать принципам той новой и глубоко своеобразной поэтики, которые он формулировал в «Изобретении». В нём он отказывается от подражания античным авторам; Шенье манят новые формы красоты, новые звуки и новые образы. Он повторяет это в категорической форме несколько раз. Прежде всего Шенье желает быть современным. Проживи Шенье дольше, мы знали бы его, вероятно, не как эллиниста, а именно как нового поэта, провозвестника новых принципов поэзии.

Как это ни странно, но чтобы понять Шенье, надо сосредоточиться на изучении отрывков незаконченного «Гермеса» и «Ямбов» в свете вполне уже законченного «Изобретения». Тогда провозвестник новой поэзии Шенье не покажется предтечей романтизма, как считал Сент-Бёв. Романтизм искал вдохновения в прошлом, романтиков увлекали средние века, Шекспир, живописный Восток. Романтизм развивался одновременно с возвратом свергнутого революцией христианства с нарождением новой идеалистической философии. Он научился у Руссо руководствоваться чувствами, от Шатобриана он узнал о загадочных и знойных страстях. Ничего подобного нет в поэзии Шенье, и его творческие искания не совпадают с этим направлением. Шенье с большим почтением относился к Руссо и оценил Шекспира, «сына гордой Темзы, неукротимого врага покорности, стремящегося победить древних их собственным примером»; но в первую очередь Шенье — рационалист, который превыше всего ставит Монтескьё и Бюффона. Его увлекает разум и научность. «Торричелли, Ньютон, Кеплер, Галилей, — пишет он в „Изобретении“, — более счастливые учёные, чем древние, они открыли целые сокровища новому Вергилию». Шенье мечтает, чтобы поэты творили так, как творили бы Вергилий и Гомер, если бы они родились в конце XVIII в. во Франции. «Пусть, — восклицает Шенье, — среди нас творческие умы достигнут величия Вергилия и Гомера!» Тут нет и тени сходства с романтиками. Если бы Шенье остался в живых, то скорее всего нам было бы известно ещё одно течение французской поэзии, в значительной степени антиромантическое. При всей ограниченности сведений о Шенье можно с уверенностью сказать, что Франция потеряла в нём поэта, призванием которого было поэтическое отражение самых жгучих запросов современности, основанное на научно-философском мировоззрении. Таков был замысел «Гермеса», судя по сохранившимся отрывкам. Изучая их, Сент-Бёв показал, что «Гермес» должен был стать поэмой о мироздании от геологического образования Земли до появления современного общества и государства. Все отрывки «Гермеса» отражают, по мнению Сент-Бёва, рационалистическое, научно-философский взгляд автора. По всей видимости, Шенье работал над «Гермесом» длительное время.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ