Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шеннолт, Клэр Ли: биография

Кроме того, «Летающие тигры» сыграли решающую роль в предотвращении вторжения японских войск в Южный Китай с территории Бирмы.

В 1942 году «Летающие тигры» были формально включены в состав Военно-воздушных сил Армии США. Ещё до этого Шеннолт вернулся в армию, получив звание полковника. Позднее он получил звания бригадного генерала, а затем, командуя 14-й воздушной армией, генерал-майора.

Китайско-Бирманско-Индийский театр военных действий

В годы войны Шеннолт оказался вовлечённым в острый диспут с американским командующим сухопутными войсками — Джозефом Стилвеллом. Шеннолт считал, что 14-я воздушная армия, действуя с баз в Китае, может бить японцев, взаимодествуя с китайской армией. Стилвелл, со своей стороны, желал, чтобы всю авиацию передали ему для пробивания сухопутного коридора из Индии в Китай сквозь Бирму; по этой дороге можно было бы перебросить в Китай военное снаряжение, достаточное для модернизации и экипировки двадцати-тридцати дивизий. Чан Кайши поддержал план Шеннолта, так как опасался того, что англичане преследуют в Бирме свои собственные колониальные интересы, и потому не собирался вести крупного наступления на японцев. Ещё он опасался находившихся в его формальном подчинении полунезависимых генералов, а также боялся, что крупные потери в боях усилят позиции его противников — Коммунистическую партию Китая.

Хорошая погода в ноябре 1943 года позволила японским ВВС бросить вызов ВВС Союзников, и они начали рейды на Калькутту и авиабазы, обеспечивающие авиамост через гималайский «Горб», в то время как японские истребители начали охоту на самолёты Союзников, осмелившиеся появиться в воздушном пространстве Бирмы. В 1944 году японские сухопутные войска захватили авиабазы Шеннолта. Однако постепенно численность и качество ВВС Союзников начали проявлять себя. С середины 1944 года самолёты Дальневосточного командования ВВС США генерал-майора Джорджа Стрэйтмейера стали господствовать в небе Бирмы, и это господство более никогда не было оспорено. В это же время объём грузов, перебрасываемых по воздушному мосту через «Горб», достиг объёмов, которые были обещаны в случае наступления Союзников в северной Бирме.

Шеннолт долго боролся за расширение авиамоста, полагая, что никакая дорога сквозь Бирму не сможет обеспечить грузопоток, необходимый для перевооружения китайских войск. Однако строительство Дороги Ледо продолжалось весь 1944 год, и в январе 1945 она была завершена. Была начата подготовка новых китайских дивизий, однако обещанный объём грузоперевозок по дороге так никогда и не был достигнут. К тому времени, когда китайские войска начали получать заметные объёмы снабжения по Дороге Ледо, война закончилась.

После войны

Шеннолт, в отличие от Джозефа Стилвелла, был высокого мнения о Чан Кайши, и призывал к международной поддержке антикоммунистического движения в Азии. Вернувшись в Китай, он приобрёл несколько списанных армейских самолётов и организовал авиакомпанию «Civil Air Transport» (позднее известную как «Air America»). Эти самолёты доставляли грузы для гоминьдановских войск во время гражданской войны в Китае в конце 1940-х годов, а позднее, в 1950-х, использовались для снабжения французских войск в Индокитае, гоминьдановских оккупационных войск в Северной Бирме, помогали тайской полиции.

В 1951-м году вышедший в отставку генерал-майор Шеннолт дал письменные показания для Сенатского объединённого комитета по вооружённым силам и международным отношениям, который вёл расследования обстоятельств того, что в Китае в 1949 году к власти смогли прийти коммунисты. Вместе с генералом армии Альбертом Ведемейером, вице-адмиралом Оскаром Бэджером II и другими Шеннолт утверждал, что эмбарго на поставки оружия в Китай, введённое администрацией Трумэна, было ключевым фактором в падении духа гоминьдановских войск./p>

Смерть и увековечение

Шеннолт получил в знак признания своих заслуг звание генерал-лейтенанта ВВС США всего за один день до своей смерти в Госпитале фонда Очснера в Новом Орлеане. Он умер в 1958 году от рака лёгких, год спустя после удаления одного лёгкого, и похоронен на Арлингтонском национальном кладбище.

В честь Шеннолта назван Международный аэропорт имени Шеннолта в Лейк-Чарльз (штат Луизиана, США).

В Китае Шеннолта считают героем войны. В Хуайхуа (провинция Хунань, КНР), где находилась одна из взлётно-посадочных полос, использовавшихся «Летающими тиграми», в 2005-м году был сооружён «Мемориал Летающих тигров».

Источники

  • Ченнолт К. Л. Путь бойца. Американская авиация в войне на Тихом океане (мемуары)
  • Дж. Фенби «Генералиссимус Чан Кайши и Китай, который он потерял» — Москва, «АСТ»-«Хранитель», 2006 ISBN 5-17-032640-8

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ