Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шацкая, Валентина Николаевна

Шацкая, Валентина Николаевна

Педагоги

26 мая 1882 - 19 марта 1978

российский и советский педагог, академик АПН СССР, основоположница музыкально-эстетического воспитания в СССР


Шацкая Валентина Николаевна (26 мая 1882 — 19 марта 1978) — российский и советский педагог, академик АПН СССР, основоположница музыкально-эстетического воспитания в СССР.

Биография

В.Н. Шацкая родилась 26 мая (7 июня по новому стилю) в с. Горки Тверской области принадлежит к роду Демьяновых. Её отец Н.Я. Демьянов был известным учёным-химиком, впоследствии академиком АН СССР. Семья была многодетной, всего в семье было 9 детей. С детства у них воспитывали любовь к искусству. С 5 летнего возраста Шацкая начала учиться игре на фортепиано у своей матери, позже – у А. Менцель (сестры известного немецкого художника А. Менцеля). Первый учитель В. Н. Шацкой – профессор А. Ф. Фортунатов – во многом повлиял на становление её личности. В 1898 г. окончила Первую московскую женскую гимназию и музыкальную школу В. И. Вильберга. В том же году она поступила на историческое отделение курсов воспитательниц и учительниц, где занималась до 1901 г. С 1902 г. училась в Московской консерватории (класс В. И. Сафонова) и окончила её с отличием в 1905 г. Успешно гастролировала по России и странам Европы. Училась у Р. Пуньо в Париже. Имя В. Н. Шацкой занесено на мраморную доску выдающихся выпускников Московской консерватории. Несмотря на страстную увлечённость музыкой, в 1905 г. отказалась от карьеры пианистки и, по её собственному выражению, вовлеклась в «круговорот революционных волнений».

Начала свою педагогическую деятельность с преподавания в музыкальной школе. В дальнейшем занималась организацией воспитания и обучения детей совместно с мужем - самодеятельным воспитателем и педагогом С.Т. Шацким (позже общепризнанным на этом поприще), архитектором А. У. 3еленко и их сподвижниками. Вместе со Станиславом Теофиловичем она трудилась в целом ряде учреждений внешкольного воспитания детей, которые тогда только начали появляться и первыми из них как раз были заведения Шацких и Зеленко. Среди этих заведений были: Клубы общества «Сетлемент», колония «Детский труд и отдых». В 1911 году Шацкие организовали колонию «Бодрая жизнь», в которой Валентина Николаевна руководила эстетическим воспитанием. После 1919 года колония влилась в Первую опытную станцию по народному образованию Наркомпроса РСФСР. В.Н. Шацкая так же возглавляла музыкальное отделение станции.

В тридцатые годы С.Т. Шацкий назначен руководителем Московской Консерватории, а В.Н. Шацкая с 1932 по 1943 год являлась заведующей кафедрой музыкального воспитания консерватории, с 1935 года - на должности профессора. С 1937 по 1939 год В.Н. Шацкая являлась и. о. директора Московской консерватории .

С 1944 года, почти сразу после создания АПН РСФСР, В.Н. Шацкая пришла работать в её штат. С 1944 по 1946 заведовала кабинетом эстетического воспитания НИИ теории и истории педагогики. В 1948 году назначена на должность директора Института художественного воспитания АПН РСФСР и занимала эту должность до 1962 года. В 1949 году В.Н. Шацкая стала кандидатом педагогических наук. В 1947 году - избрана членом-корреспондентом АПН РСФСР, а в 1950 году - действительным членом АПН РСФСР. Состояла в Отделении педагогики.

В.Н. Шацкая скончалась 7 марта 1978 года в Москве. Похоронена вместе с С.Т. Шацким на Новом Донском кладбище.

Вклад в развитие педагогики

В.Н. Шацкая является одним из основоположников музыкально-эстетического воспитания в СССР. В.Н. Шацкая подходила к вопросу воспитания системно. Она отмечала, что воспитание должно происходить с привлечением и взаимодействием разных видов искусства. В её работах показано, что эстетическое воспитание должно присутствовать во всей системе образования во всём многообразии форм обучения и воспитания как в основном, так и в дополнительном образовании. В.Н. Шацкая не отделяла музыкальное воспитание от нравственного и считала, что они напрямую взаимодействуют.

По мнению В.Н. Шацкой, способности слушать и слышать музыку поддаются воспитанию и тренировке в ходе обучения, но лишь в пределах, данных Природой. Так, в книге «Бодрая жизнь», вспоминая свои занятия с ребятами, она пишет о встречавшихся ей «совершенно лишённых слуха» детях, «подтянуть» сколько-нибудь заметно и в обозримое время которых, даже при всех талантах и подготовке их руководительницы, не представлялось возможным:

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ