Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шаталов, Виктор Фёдорович

Шаталов, Виктор Фёдорович

Педагоги

День рождения 01 мая 1927

российский и украинский педагог-новатор


Виктор Фёдорович Шаталов (укр. Віктор Федорович Шаталов, род. 1 мая 1927) — российский и украинский педагог-новатор. Народный учитель СССР (1990). Заслуженный учитель Украинской ССР (1987). Почётный доктор академии педагогических наук Украины.

Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.

Биография

Родился 30 апреля 1927 года. Работал в школе преподавателем математики (с 1951 года) и директором. С 1956 года вёл экспериментальную работу с учащимися.

Участвовал в Великой Отечественной войне.

В 1987 году стал заведующим лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса в НИИ содержания и методов обучения Академии Педагогических наук СССР в Донецке.

Автор системы эффективного обучения, построенной на базе педагогики сотрудничества.

Имеет более шестидесяти опубликованных книг (в том числе «Куда и как исчезли тройки», 1979; «Педагогическая проза», 1980; «Точка опоры», 1987). Живёт в Донецке. Профессор Донецкого института социального образования.

Система Шаталова

3 ноября 1971 года в газете Комсомольская Правда появилась статья Симона Соловейчика «Метод Шаталова», которая направила движение педагогической общественности на новое русло, в сторону Педагогики сотрудничества. Виктор Федорович Шаталов представил на всю страну свою авторскую дидактическую систему, благодаря которой учителям можно научиться учить всех детей предметам математика, физика, химия, астрономия, и другим, успешно и быстро, и независимо от подготовки детей и материального уровня их родителей.

Оригинальная система интенсивного обучения Шаталова, разработанная для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы включает около 200 педагогических открытий, самые важные из которых:

  • авторские учебные пособия, представляющие программный материал главным образом в вербально-графических формах, упрощающих процесс изложения, восприятия и запоминания,
  • принцип открытых перспектив, ориентированный на развитие творческого мышления школьников,
  • принцип систематической обратной связи, на базе разнообразных нестандартных форм объективного учёта и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке, позволяющий отказаться от ученических дневников и классных журналов.
  • вместо традиционных домашних заданий учащиеся получают обширные «предложения», объём и сложность которых варьируются на этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближаются к конкурсным и олимпиадным.
  • практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся, в том числе в интересах увеличения времени для решения задач высокой сложности и развития продуктивного мышления.
  • традиционные экзамены заменены работами по «листам группового контроля» и так называемыми релейными, выявляющими результат самостоятельной деятельности над всеми видами заданий.
  • устранению дидактических противоречий способствует принцип бесконфликтности учебной ситуации, то есть создание при участии родителей школьников для занятий соответствующих условий.
  • широко используются игровые формы учебных занятий.

Многие находки Шаталова используются не только школьными учителями, но и педагогами вузов и при обучении некоторым сложным профессиям.

Школа Шаталова

В 2000 году в Москве при участии Виктора Шаталова было открыто учебное заведение для дополнительно образования, впоследствии получившее название «Школа-студия Шаталова». В школе преподают ученики и последователи Народного учителя СССР. Руководитель школы — Виноградов Сергей Николаевич.

Обучение в школе проходит в дни каникул и по выходным, курсы рассчитаны на 7 дней интенсивного обучения. При этом все уроки являются открытыми: родители могут наблюдать за процессом обучения по прямой видеотрансляции. Курсы рассчитаны на все группы учеников: от дошкольников до одиннадцатиклассников.

Школа выпускает собственные учебные материалы по всем предметам школьной программы: видеозаписи уроков с участием Виктора Шаталова, Шалвы Амонашвили, Софьи Лысенковой, методическую литературу, учебники и др., по которым учатся дети из других городов.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ