Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Хассе, Иоганн Адольф

Хассе, Иоганн Адольф

Музыка

25 марта 1699 - 16 декабря 1783

немецкий композитор, певец и педагог эпохи барокко и классицизма


Иоганн Адольф Хассе (нем. Johann Adolph Hasse; крещён 25 марта 1699, Бергедорф, близ Гамбурга — 16 декабря 1783, Венеция) — немецкий композитор, певец и педагог эпохи барокко и классицизма. Хассе, один из наиболее ярких представителей сентиментализма, одним из первых композиторов обратился к стилю рококо. Наибольшую известность получил как автор опер и духовной музыки, внёс большой вклад в развитие оперы сериа, а также являлся одним из зачинателей жанра комической оперы (еще до Перголези). Был другом известного поэта и либреттиста Пьетро Метастазио, писал оперы на его сюжеты.

Биография

Хассе являлся продолжателем древней династии знаменитых немецких музыкантов: его прадед, Петер Хассе, был известным органистом, учеником Свелинка и стоял у истоков северогерманской органной школы, а дед, Николаус, также органист, развивал идеи отца и снискал общегерманскую известность. В отличие от своих предков Хассе наибольшую известность получил, как автор опер: он внес большой вклад в развитие оперы-сериа, а также являлся одним из зачинателей жанра комической оперы (еще до Перголези). Хассе начал музыкальную карьеру в Гамбурге в опере, куда поступил в 1718 тенором. В 1719 он стал капельмейстером в Брауншвейге, где созданием оперы «Антиох» в 1721 начал деятельность в качестве композитора. В 1722 Хассе уехал в Италию и поселился в Неаполе, где учился у Никола Порпоры, а затем у Алессандро Скарлатти. В 1730 он женился на оперной певице Фаустине Бордони и в том же году получил приглашение стать придворным капельмейстером в Дрездене, куда прибыл в июле следующего года, при нём капелла получила славу лучшего оркестра Европы. В это время для Дрезденского оркестра писали музыку такие композиторы как Зеленка, Телеман, Вивальди, Кванц и др. Этот пост он с отлучками в Италию занимал до 1764. Затем Хассе работал в Вене из-за причинённого Семилетней войной Дрездену ущерба и падения интереса к музыке при саксонском дворе, а после уехал в 1773 в Венецию, где и умер через 10 лет от артрита, вскоре после кончины жены, и был забыт. Интерес к композитору возродился в 1820 после выхода его биографии, написанной Ф. С. Кандлером.

Творческое наследие

Автор более 60 опер (писал примерно по 2 оперы в год), написал несколько ораторий, множество серенад, кантат и значительное количество музыкальных произведений духовной тематики. Он использовал либретто для своих опер, написанные известнейшими современниками, такими как Пьетро Метастазио, Апостоло Дзено, Стефано Паллавичини, Джованни Пасквини и др. Также композитор написал большое количество камерно-инструментальных произведений, в их числе около 80 концертов для флейты, сонаты, симфонии. Значительная часть произведений была утеряна в ходе Семилетней войны и бомбардировки Дрездена союзниками во время Второй мировой войны.

Список произведений

Оратории

  • 1730, вторая версия 1759 S. Petrus et S. Maria Magdalena
  • 1731 Daniello, текст Апостоло Дзено
  • 1734 Il cantico de' tre fanciulli, текст: Стефано Бенедетто Паллавичини
  • 1736 Serpentes Ignei in deserto (Le Serpe nell’Deserto), текст: Бонавентура Бономо
  • 1737 Le Virt appi della Croce, текст Стефано Бенедетто Паллавичини
  • 1741 Giuseppe riconosciuto, текст: Пьетро Метастазио
  • 1742 I pellegrini al sepolcro di nostro redentore, текст Стефано Бенедетто Паллавичини
  • 1744 La Deposizione della Croce, текст: Стефано Бенедетто Паллавичини
  • 1744 Ci’l un parant und parsol scelopgrini, текст Стефано Бенедетто Паллавичини
  • 1745 La Caduta di Gerico, текст Джованни Клаудио Пасквини
  • 1747, вторая версия 1772 Santa Elena al Calvario, текст Пьетро Метастазио
  • 1750 La conversione di Sant' Agostino, текст Марии Антонии Вальпургис Саксонской

Церковная музыка

  • Beatus vir
  • Confitebor tibi, Фа мажор
  • Dixit Dominus, До мажор
  • Missa ultima in g (Венеция 1783)
  • Messe in d (1751, к открытию Католической церкви Саксонского Королевского двора Дрезденского Кафедрального собора
  • Messe in a
  • Miserere in d
  • Miserere in F
  • Miserere in c
  • Regina coeli in D
  • Requiem C-Dur (1763, на кончину Августа III (Фридриха Августа II)
  • Requiem, Ми-бемоль мажор
  • Salve Regina in A
  • Salve Regina in F
  • Te Deum (1751, к открытию Католической церкви Саксонского Королевского двора)
  • Venite pastores. Motetto pastorale

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ