Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Фёдоров, Пётр Александрович

Фёдоров, Пётр Александрович

Инженеры

03 января 1878 - 27 октября 1942

инженер-механик флота, генерал-майор Корпуса инженер-механиков флота, участник Русско-японской и Первой мировой войн, Георгиевский кавалер, иконописец


Пётр Александрович Фёдоров (3 (15) января 1878, Кронштадт—27 октября 1942, Париж) — инженер-механик флота, генерал-майор Корпуса инженер-механиков флота, участник Русско-японской и Первой мировой войн, Георгиевский кавалер, иконописец.

Биография

Пётр Александрович Фёдоров родился 3 (15) января 1878 год в Кронштадте, в семье морского офицера полковника Александра Моисеевича Фёдорова и его жены Александры Александровны. В 1886 году окончил 2-й Кадетский корпус.

Учёба и первые годы службы

В 1896 году поступил в Морское инженерное училище Императора Николая I в Кронштадте. Во время учёбы в училище находился в практических плаваниях на канонерских лодках «Град» и «Дождь» (1897), «Снег» (1898), учебном судне «Стрелок» (1899), мореходной канонерской лодке «Грозящий» (1900). В 1901 году, после окончания училища, произведён в младшие инженер-механики и назначен на броненосный крейсер «Князь Пожарский». В 1901—1903 годах служил младшим судовым механиком, заведующим гидравлическими приборами на эскадренном броненосце «Император Николай I», а затем трюмным механиком на мореходной канонерской лодке «Храбрый», на которых участвовал в заграничном плавании.

Участие в Русско-японской войне

С 1903 года служил трюмным механиком на эскадренном броненосце «Цесаревич», на котором в августе-ноябре совершил переход из Тулона на Дальний Восток. Участвовал в боевых действиях в ходе русско-японской войны. Благодаря умелым и решительным действиям Фёдорова и его подчинённых корабль был дважды спасён от затопления. В ночь с 26 на 27 января 1904 года, корабль стоявший на внешнем рейде был торпедирован японским миноносцем «Акацуки». Инженер-механик Фёдоров правильно организовал борьбу за живучесть броненосца, благодаря чему «Цесаревич» остался на плаву. По настоянию П. А. Фёдорова три его подчинённых унтер-офицера были награждены Георгиевскими крестами (обычно нижних чинов на кораблях тогда награждали «по жребию»), сам Фёдоров был награждён орденом Святого Станислава 3-й степени с бантом. Второй раз П. А. Фёдоров проявил героизм при спасении корабля в ходе попытки прорыва русской эскадры из Порт-Артура для соединения с основными силами флота во Владивостоке. Уже после окончания войны, практически по ходатайству офицеров корабля, Фёдоров был награждён орденом Святого Георгия IV степени (Высочайший Приказ от 18 августа 1911 года).

В межвоенный период (1905—1914)

В 1905 году из младших инженер-механиков П. А. Фёдоров был переаттестован в поручики Корпуса инженер-механиков флота, а в 1906 году произведён в штабс-капитаны. В 1908 году — назначен старшим механиком эскадренного броненосца «Цесаревич», который после окончания русско-японской войны перешёл на Балтику и входил в состав «Гардемаринского отряда» флагманским кораблём.

В декабре 1908 года броненосец «Цесаревич» находился в Средиземном море. С 16 по 21 декабря Фёдоров принимал активное участие в спасательной операции, проведённой русскими моряками в разрушенном землетрясением городе Мессина (Сицилия). О событиях в Мессине Н. Ф. Рыбаков, бывший в те дни на «Цесаревиче» корабельным гардемарином, вспоминал:

«Спасательный отряд матросов, над которым меня назначили старшим, высадился на берег в первую смену. Начали разбирать завалы, спасать уцелевших людей. Это была очень опасная работа. Случалось, что остатки домов рушились, засыпая моряков. Так произошло, например, со старшим механиком нашего корабля, георгиевским кавалером, портартурцем, капитаном Петром Александровичем Фёдоровым. Он был заживо погребен, когда полз под едва уцелевшими сводами, самоотверженно спасая несчастных мессинцев. Работавший под его командой спасательный отряд машинистов бросился выручать своего командира. Матросы раскидали придавившие его груды камней и вызволили из беды, после того, как он около часа пробыл под землей»

— Рыбаков Н.Ф. В те памятные дни.// Красная звезда. 1968. 28 дек.

Из представления командира линейного корабля «Цесаревич» командиру отряда контр-адмиралу В. Литвинову:

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ