Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Туржанский, Александр Александрович

Туржанский, Александр Александрович

Генералы

27 июня 1898 - 02 июля 1982

генерал-майор авиации, один из отцов-основателей штурмовой авиации в СССР как вида военно-воздушных сил


Александр Александрович Туржанский (1898—1982) — генерал-майор авиации, один из отцов-основателей штурмовой авиации в СССР как вида военно-воздушных сил. Разработал основы оперативного применения и тактики действий штурмовой авиации.

Биография

Родился 27 июня 1898 года (по новому стилю) в Смоленске в семье заместителя начальника Смоленского почтово-телеграфного округа статского советника Александра Александровича Туржанского, участника русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Мать — Евгения Павловна, урождённая Алферьева.

В феврале 1917 г. Александр был призван в российскую армию рядовым в 25-й Смоленский пехотный полк, воевал на Юго-Западном фронте, был ранен под Тернополем. В марте 1918 года добровольцем вступил в Красную Армию. В мае 1918 г. в Москве на территории бывшего завода Михельсона принял присягу — клятву на верность Революции и Советской власти. На этой присяге присутствовали В. И. Ленин и Я. М. Свердлов. После принятия присяги в составе бойцов 1-го Варшавского Красного полка был отправлен на фронт. Служил в 7-м истребительном авиаотряде мотоциклистом-связным. Участник боёв против немецких войск и петлюровцев. Участник обороны Царицина в 1919 году. В 1920 году воевал с белополяками под Львовом.

В декабре 1920 года по направлению командования поступил, после сдачи экзаменов, в Егорьевскую теоретическую школу авиации, куда приехал поступать и его брат Борис. Там они встретились и вместе учились. После Егорьевска, в августе 1921 года поступил в 1-ю Зарайскую школу военных лётчиков, окончил её и стал красным военлётом. Окончил Московскую высшую авиационную школу.

Служил на Каче в Крыму, затем (в период с 1925 г. по начало 1931 г.) пилотом авиационной эскадрильи, командиром отряда и командиром 50-й штурмовой авиаэскадрильи в г. Киеве.

В 1931 году — командир авиабригады НИИ ВВС, базировавшейся в то время на Центральном аэродроме, который располагался на Ходынском поле в Москве.

С 1932-го по 1936 год служил в Гомеле командиром 8-й авиабригады штурмовой авиации, ставшей в период его командования одной из лучших авиационных частей РККА. Здесь А. А. Туржанским разрабатывались основы тактики и оперативного применения штурмовой авиации, на практике учений были показаны разработки. За заслуги в создании Красного военного флота Туржанский А. А. был награждён Орденом Красной звезды (1934 г.), первым из двух полученных им Орденов Ленина (1936 г.), Орденом Красного знамени. В сентябре 1935 года командиру лучшей штурмовой авиационной части было присвоено воинское звание «комдив». В 1937 году получил назначение в г. Калинин (Тверь), где командовал 2-м авиационным корпусом дальней авиации.

23 июля 1938 года был арестован как участник «военно-фашистского заговора» против Советской власти. Доказано, что в то время органами НКВД применялись избиения и пытки, и многие их не выдерживали, признавались в том, чего не совершали и оговаривали других. А. А. Туржанский отказался признать своё участие в «заговоре» и свою вину. Он понимал, что никакого заговора не было, а была расправа над неугодными власти военными. Оговаривать кого бы то ни было А. А. Туржанский также отказался. Был сослан в лагерь на Колыме (п. Ветреный). Освобождён 29 февраля 1940 года за недоказанностью обвинения.

После освобождения А. А. Туржанский был назначен на должность помощника начальника по лётной подготовке в Таганрогскую школу авиации. 4 июня 1940 года Постановлением СНК СССР А. А. Туржанскому было присвоено звание генерал-майор авиации. В июле 1940 года он был назначен на должность начальника Качинской школы военных лётчиков. В этой должности он встретил начало Великой Отечественной войны. Благодаря решительным действиям, опыту и знаниям А. А. Туржанского в первый день войны были в основном сохранены самолёты и личный состав Качинской авиашколы: после получения предупреждения о возможном нападении врага самолёты были рассредоточены на аэродроме (на аэродромах, где самолёты стояли рядами, они были в первый день войны уничтожены вражеской авиацией), а личный состав авиашколы заранее выведен в поле.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ