Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Тимофеев, Алексей Васильевич (писатель, 1812)

Тимофеев, Алексей Васильевич (писатель, 1812)

Литература

27 марта 1812 - 13 июля 1883

поэт


Алексей Васильевич Тимофеев (1812—1883) — поэт.

Учился в казанской гимназии (1823—1827), затем — на нравственно-политическом отделении Казанского университета. Окончив его в 1830 году со званием кандидата юриспруденции, Тимофеев поступил на службу в Санкт-Петербурге — помощником столоначальника в департамент уделов.

В 1832 году он публикует прозаическую пятиактную драму «Разочарованный» в неистово-романтическом вкусе, а в следующем году — три небольших сборника. В анонимной заметке «Литературных прибавлений к „Русскому инвалиду“» Тимофеев был высмеян; тем не менее, после того как в 1833 году он напечатал «Послание к Барону Брамбеусу», то есть Осипу Ивановичу Сенковскому), последний вдруг пригласил его сотрудником в журнал «Библиотека для чтения», где Тимофеев в течение 1835—1839 годов помещал свои стихи и прозу: здесь были помещены его повести «Валерий и Амалия», «Конрад фон-Тейфельсберг», «Джулио», мистерии «Жизнь и смерть», «Последнее разрушение мира» и «Последний день», статьи «Русские художники в Риме» и «Утрехтские происшествия 1834 г.». Кроме этого, отдельными изданиями вышли: «Поэт» (1834) и «Елисавета Кульман» (1835), повесть «Художник», пьесы «Счастливец» (1834), «Рим и Карфаген» (1837).

Познакомившийся с ним в 1834 году А. В. Никитенко считал, что это был человек, одарённый

пламенным воображением, энергией и талантом писателя. Доказательством того служат его «Поэт» и «Художник», две пьесы, исполненные мысли и чувств. Он совершенно углублен в самого себя, дышит и живёт в своём внутреннем мире страстями, которые служат для него источником мук и наслаждений… Я не мог допустить к печати его пьес без исключений и изменений: в них много новых и смелых идей. Везде прорывается благородное негодование против рабства, на которое осуждена большая часть наших бедных крестьян. Впрочем, он только поэт: у него нет никаких политических замыслов. (запись в дневнике от 11 июня 1834 года)

— А. В. Никитенко, Дневник, Т. I. — M., 1955. — С. 145—146.

Возвратившись в 1835 году из полугодового путешествия по Западной Европе, Тимофеев поступил на службу в министерство народного просвещения, как член редакции его официального журнала, в котором особенно деятельного участия, по-видимому, не принимал, так как за долгое время поместил всего две статьи: «Сравнительное состояние русских университетов за 1834 г.» (1835, ч. IX) и «Обозрение русских газет и журналов» (1836, ч. ХIII). Более часто появлялись его произведения в той же «Библиотеке для чтения» — были напечатаны его стихотворения: «Ворон» (1835, т. XII), «Мысль» (т. ХIII), «Песня на новый год» и «Всадник» (1836, т. ХIV), «Ветер и Роза» (т. ХVІ), «Вдали и вблизи» (т. ХVІІ), «Пробуждение в сне» (т. ХVIII), «Луна» (1837, т. XX), «Курган» (т. XXI), «Признание и возрождение» (т. XXII), «Время» и «Комета» (т. XXIV), «Море и вулкан», «Выбор» и «Терпение» (1837, т. ХXV), «Тоска» (1838, т. XXVI), «Посиделки» (баллада, т. ХХVIII), «Бедность и богатство» (1839, т. XXXII) и крупная повесть «Джулио» (1836), написанная, как сказано в предисловии, в сотрудничестве с «A. Белкиным», — псевдоним, давший многим повод думать, что под ним скрывается А. С. Пушкин, на самом же деле это был О. И. Сенковский.

В 1837 году вышло трёхтомное собрание сочинений А. В. Тимофеева под заглавием «Опыты». В том же году Тимофеев, по случаю издания немецкого перевода «Елисаветы Кульман» (Elisabeth Kulmann, Phantasie von A. Timofeew), был провозглашён Сенковским достойным преемником Пушкина и вторым Байроном («Библиотека для чтения», — 1837. — № 4).

На самом деле Тимофеев ничем не выделялся из ряда посредственных стихотворцев того времени. Проникнутым неглубокой мыслью, гладким, иногда красивым и образным стихам сильно вредила их высокопарность, стремление произвести эффект, совершенное отсутствие простоты, а порою и слащавость. Однако песни Тимофеева в народном духе выделялись своей цельностью, непосредственностью и задушевностью. Положенные на музыку лучшими композиторами, они сделались народным достоянием («Не женись на умнице», «Оседлаю коня», «Борода ль моя, бородушка» и др.).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ