Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Терентьев, Игорь Герасимович

Терентьев, Игорь Герасимович

Литература

русский поэт, художник, театральный режиссёр, представитель русского авангарда


Игорь Герасимович Терентьев (17 января 1892, Павлоград — 17 июня 1937, Бутырская тюрьма, Москва) — русский поэт, художник, театральный режиссёр, представитель русского авангарда.

Биография и творчество

Происхождение

И. Г. Терентьев родился в Павлограде, в семье поручика (в дальнейшем — полковника жандармерии) Герасима Львовича Терентьева и дочери отставного ротмистра Елизаветы (Елисаветы) Михайловны фон Дерфельден. Имел брата и двух сестёр: Владимира (родился 17/29 мая 1894 г.), Ольгу (родилась 28 апреля /11 мая 1897 г.) и Татьяну (родилась 18 /31 мая 1900 г.).

Поступил на юридический факультет Харьковского университета, в 1912 году перевёлся на юридический факультет Московского университета, который окончил в 1914 году.

В 1916 г. он женился и переехал жить в Тифлис, к жене.

В 1918 г. И. Г. Терентьев вошёл в созданную Ильей Зданевичем футуристическую группу «41°» (К. Зданевич, А. Крученых и др.).

В 1922 г. И. Г. Терентьев безуспешно пытался эмигрировать для воссоединения со своей семьёй. Он отправился в Константинополь (Стамбул), но к моменту его приезда визы во Францию, где обосновались Терентьевы, выдавать перестали, и ему пришлось вернуться обратно.

Летом 1923 Терентьев переехал в Петроград. Работал в Музее художественной культуры (в дальнейшем — ГИНХУК) вместе с К.Малевичем, М.Матюшиным, П. Филоновым. В начале 1924 года он приступил к режиссёрской работе в Агитстудии и в Красном театре, для которого написал и поставил пьесу «Джон Рид» (премьера состоялась 24 октября 1924 года). Создал экспериментальный Театр Дома печати, в Шуваловском дворце на Фонтанке. Здесь Терентьев, считавший себя учеником Мейерхольда, поставил собственную пьесу «Узелок», оперу «Джон Рид» (1926, композитор Владимир Кашницкий), «Ревизор» Гоголя (одну из рецензий на постановку опубликовал А. Пиотровский), спектакль «Наталья Тарпова» (по одноимённому роману С. Семенова).

В 1928 году Терентьев гастролировал с Театром Дома печати в Москве в Театре Мейерхольда. Гастроли прошли успешно. А. Луначарский предложил перевести театр в Москву, однако ни помещения, ни денег Терентьев не получил, труппа распалась. Терентьев уехал на Украину, ставил в Одессе «Чудака» Афиногенова, «Ревизора» в Харькове. Работал в Днепропетровске в Русской драме, создал Украинский молодёжный театр.

Арестован в 1931 в Днепропетровске. По статье 58 осуждён на 5 лет. Отбывал срок на Беломорканале, освобождён досрочно в 1934 . Приехал в Москву. Пробовал, но не смог устроиться на работу в театр. Начал снимать фильм «Восстание камней» о событиях гражданской войны в Керчи, работа не была завершена. Терентьева пригласили с агитбригадой по вольному найму на канал Москва-Волга. На строительство канала приезжал М. Горький, агитбригаду Терентьева фотографировал А. Родченко.

28 мая 1937 года Терентьев был арестован повторно в Дмитрове. Расстрелян 17 июня в Бутырской тюрьме. Родственникам в 1959 году была выдана фальшивая справка о его смерти в 1941 году от «упадка сердечной деятельности».

Театральные постановки

  • «Ревизор» — комедия Н. В. Гоголя, Ленинград, театр Дома печати, 1927 г.
  • «Луна-парк» - оперетта, муз. Н. М. Стрельникова. Московский театр оперетты, 1928 г.

Фильмография

Значение

  • Немецкий славист Вольфганг Казак традиционно пытался идентифицировать Терентьева как «младшего брата» русского футуризма, и устанавливал (как если бы русский футуризм был чем-то прозрачно-ясным) понятные для себя векторы «влияния», — что методологически спорно, так как Терентьев и «41°» с первых шагов с футуризмом категорически размежевались (можно говорить лишь о «взаимовлияниях» в среде русского авангарда):

«Терентьев как русский футурист находился под влиянием А. Кручёных, В. Маяковского и С. Третьякова. Его малочисленные публикации обнаруживают тот же самый подход протеста, возвращения к первоначальному значению слова и попытку при помощи отстраняющего способа набора обратить внимание на слово и смысл в новом контексте. К его технике принадлежит, между прочим, приверженность к общеизвестным пословицам, которыми он пользуется как языковым и смысловым материалом».

Издания

  • Крученых грандиозарь. — Тифлис, 1919 — 16 c.
  • Херувимы свистят. Тифлис, 1919
  • 17 ерундовых орудий. Тифлис, 1919
  • Факт. Тифлис, 1919
  • Рекорд нежности: Житие Ильи Зданевича. Тифлис, 1919
  • Трактат о сплошном неприличии. Тифлис, 1920
  • Джон Рид: Пьеса в четырёх действиях. М.; Л., 1927
  • Собрание сочинений / Составление, подг. текста, биограф. справка, вступит.ст. и комментарии М.Марцадури и Т.Никольской. Bologna: S.Francesco, 1988. — 552 с («Eurasiatica: Quaderni del Dipartamento di Studi Eurasiatici Universita degli Studi di Venezia. 7»)
  • Un record de tendresse (Рекорд нежности). Paris, 1990
  • Мои похороны: Стихи. Письма. Следственные показания. Документы / Под ред. С.Кудрявцева. М.: Гилея, 1993.
  • Следственное дело Игоря Терентьева / Публ. С. В. Кудрявцева, вступ. ст. и примеч. Н. А. Богомолова и С. В. Кудрявцева // Минувшее: Исторический альманах. 18. М.; СПб.: Atheneum; Феникс, 1995
  • Мои похороны: Стихи. Киев: Журавль, 1995 (тираж 50 нумерованных экз.)
  • Вот трагедия Јордано Бруно: в наборе и в авторской рукописи — письме Илье Зданевичу / Общ. ред., публ. и комм. С.Кудрявцева; разработка плана содержания и графич. оформл. В.Кричевского. М.: Гилея; А и Б, Типолигон, 2000. — [16 с.] — [298 нумер.экз.] [ Факсимиле ]. — рецензия Павла Дмитриева
  • Два типографических шедевра. Факсимильное издание. Статьи. Комментарии / Сост. и научн. ред. А. А. Россомахин. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. — 112 с. : ил. + 16 с. + 32 с. [2 факсимильных издания 1919/1920 гг.]. — (AVANT-GARDE; вып. 5). ISBN 978-5-94380-172-3
  • Терентьев И. Маяковский «Левее Лефа» [: статья] // Новый ЛЕФ. 1928. N 9. С.47-48.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ