Мурат Айтжанович Телибеков (каз. Мрат Айтжанлы Телібеков) — руководитель Союза мусульман Казахстана, директор Мусульманского комитета по правам человека в Центральной Азии, корреспондент Всемирной исламской лиги в Казахстане. По профессии журналист, кандидат технических наук, работал на телеканалах, сотрудничал с казахстанской газетой «Республика» во главе с Ириной Петрушовой.
Биография
Согласно своим заявлениям, Мурат Телибеков является «религиозно образованным», однако никаких дипломов об окончании учебных заведений не имеет.
Мурат Телибеков прежде всего известен своими скандальными заявлениями и выходками. Так, в 2011 году он баллотировался на пост президента Республики Казахстан, однако из-за неявки на экзамены по казахскому языку был исключен из списка кандидатов. Этот поступок он объяснил так:
Человек, претендующий на высший пост в государстве, не должен опускаться до подобных унизительных процедур. Кандидата в президенты должен оценивать народ, а не чиновники ЦИК.— Мурат Телибеков: Почему религия участвует в общественно-политической жизни Казахстана?. Today.kz. Проверено 4 мая 2013. Архивировано из первоисточника 18 мая 2013.
В 2009 году Союз мусульман Казахстана в лице Мурата Телибекова заявил о совместном проекте вместе с Сашой Бароном Коэном. «Заложена история с огромным котлованом в центре современного мегаполиса, который вырыт с целью реализации некоего сумасбродного проекта. Однако завершить его не удалось». Никаких данных о дальнейшей судьбе этого проекта нет.
В 2015 году Мурат Телибеков снова подал заявку в ЦИК с целью баллотироваться на пост президента Республики Казахстан, но отказался сдавать экзамен на знание государственного языка.
Взгляды
По своим словам, является приверженцем светской государственности, неоднократно заявлял о введении смертной казни через расстрел за коррупционные преступления.
Мурат Телибеков неоднократно выступал с оскорбительными заявлениями о казахах, казахском языке, об оралманах:
Казахская нация всегда будет чужой подстилкой, гигиеническим тампоном в чужом влагалище, геморроидальной свечой, которую будут вводить в задний проход какой-нибудь великой державе.
Казахская нация, в лучшем случае, станет чужим презервативом. Через неё будут сношаться великие нации (русская с китайской, турецкая с узбекской). На этом поприще казахская нация будет изощряться! Презервативы ведь бывают разные: ребристые, игольчатые, с усиками и бакенбардами.
По его словам, казахский язык уступает английскому и русскому языку из-за отсутствия жаргонной лексики, а казахи-оралманы, если что-то случится с Казахстаном, убегут обратно.
Вы обратили внимание на то, что в казахском языке отсутствует жаргон. Тот самый уличный жаргон, который есть в русском, английском и других языках. В казахском языке нет даже зачатков жаргона. Это говорит о том, что язык не развивается, он как бы застыл, в нет энергии движения. В определенном смысле это отражает психологию казахского народа, присущий ему догматизм и неприятие нового. Не исключено, что это признак старения языка, он отходит, умирает, как умер в своё время латинский и многие другие языки.
— Мурат Телибеков Ветер с улицы
Критика
Читая публикации деятеля, который направо и налево дает комментарии от имени организации с громким названием — Союз мусульман Казахстана, понимаешь, что ниша «правдолюба» и разоблачителя всех и вся, нашла своего достойного «героя». Ежедневные обличительные и пафосные реплики, зачастую граничащие с оскорблениями, попадают на страницы таблоидов, вызывая у кого смех, а у кого желание — подать в суд. Низвергаются все: от представителей мусульманского духовенства до акимов. В результате и СМИ, и читателям всегда есть повод обсудить очередной опус, поданный к тому же, якобы от имени многочисленных верующих. Однако самый простой анализ его высказываний и действий говорит не только о стремлении расколоть мусульманскую общину, но и заработать дешевые очки «борца за правду» как перед общественностью, так и перед западными правозащитными организациями.
— Садуакас Исламбек
Некоторые его фразы приводят тихого обывателя в шок, сшибают с ног. Звучат как пощечина сонному обществу, как увесистая оплеуха конформиствующему гражданину.
Я бы не стал утверждать, что такая литература не имеет права на существование. Есть, очевидно, поклонники и у такой литературы. Общественно вредной, опасной, разжигающей вражду, стравливающей народы, призывающей к свержению власти, сеющей смуту и пр., я эту книгу не считаю.
— Герольд Бельгер