Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Тахтамышев, Георгий Степанович

Тахтамышев, Георгий Степанович

Инженеры

18 апреля 1874 - 27 мая 1930

инженер путей сообщения, специалист в области строительства


Георгий Степанович Тахтамышев (18 апреля 1874, Белгород — 27 мая 1930, Москва) — инженер путей сообщения, специалист в области строительства. Министр путей сообщения (управляющий министерством) Временного правительства (1917).

Семья

Родился в семье дорожного мастера в Белгороде.

Жена — Варвара Александровна Тахтамышева, урож. Кононович (1877—1970).

  • Дети — Борис (1902—1977), инженер; Сергей (1904—1986), инженер; Георгий (1906—1996), инженер; Андрей (1909—1993), инженер.

Образование

Окончил Белгородскую классическую гимназию (1894), год проучился в Петербургском университете, затем поступил в Институт инженеров путей сообщения императора Александра I в Петербурге (1901). В годы учёбы активно участвовал в революционном движении, за что был исключен из Института. Ему удалось восстановиться и получить диплом лишь в декабре 1901.

В 1909—1911 обучался в Цюрихском Политехникуме, получил диплом инженера по специальности «постройка мостов, эллингов и специальных зданий из металла, дерева и железобетона».

Начало инженерной деятельности

С января 1902 — инженер-конструктор по проектированию моста через Дон в Правлении Владикавказской железной дороги (Санкт-Петербург). В декабре 1902 уволен со службы «за солидарность с бастующими рабочими в Ростове и за публичное выражение порицания Правлению за применение репрессий к бастующим».

С весны 1903 по январь 1906 — помощник начальника участка службы пути на ст. Славянск Курско-Харьково-Севастопольской ж.д. Организовал кружок для молодых рабочих, где бесплатно читал лекции по математике, физике, астрономии. После всероссийской политической забастовки в декабре 1905 был одним из главных фигурантов в деле о подстрекательстве к забастовке в Славянске. В Белгороде на него также завели дело за призывы к забастовке в речи, с которой он выступил в железнодорожном депо. В январе 1906 Тахтамышева арестовали и поместили в одиночную камеру Белгородской тюрьмы. Через месяц отпустили под залог. Чтобы избежать трехлетней сибирской ссылки, Георгий Степанович нелегально перешёл границу и уехал в Швейцарию.

Эмигрант

Российский диплом инженера за границей не признавался; Тахтамышеву приходится работать репетитором. В 1909 поступил в Цюрихский Политехникум. Трудолюбие и незаурядные способности позволили Георгию Степановичу окончить это учебное заведение менее чем за два года.

В июле 1911 Тахтамышева временно взяли младшим инженером на частный завод металлических конструкций в Базеле. Его проект моста к конкурсу, в котором участвовало восемнадцать заводов, оказался лучшим и занял первое место на конкурсе. Георгия Степановича зачислили в число постоянных инженеров и направили в конструкторское бюро завода этой же фирмы в городке Боллате (60 км от Милана). Несколько спроектированных им мостов получили премии на конкурсах; по его проектам были возведены мосты в Риме, Флоренции и других городах. За победу в одном из конкурсов Георгий Степанович был назначен начальником конструкторского бюро по проектированию и постройке железных и железобетонных сооружений на заводе в Боллате.

Вскоре Тахтамышеву предложили возглавить завод металлических конструкций в Кастелламаре-ди-Стабия под Неаполем. Дела завода были совсем расстроены. Новый директор решительно начал преобразования. Вскоре завод стал приносить прибыль, заработки рабочих и служащих выросли, появилась возможность дальнейшего расширения производства.

Переменами на бывшем убыточном заводе заинтересовалось правительство Италии; в марте 1917 премьер-министр Паоло Бозелли предложил Тахтамышеву возглавить создававшийся государственный концерн по производству металла и изготовлению стальных конструкций. Георгий Степанович отказался, поскольку в России произошла февральская революция, и он спешил вернуться на Родину.

В центральном аппарате министерства путей сообщения

С 8 мая 1917 — инженер V класса, состоящий при министре путей сообщения для исполнения инспекторских обязанностей; с 23 мая — главный инспектор МПС, с 15 июня — товарищ министра путей сообщения, 11-24 июля — управляющий МПС; 25 июля — 9 дек. 1917 — товарищ министра путей сообщения; с 25 окт. по 9 дек. исполнял обязанности управляющего МПС. В предполагаемом правительстве генерала Л. Г. Корнилова (август 1917) Тахтамышеву отводилась должность министра путей сообщения.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ