Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Танирбергенов, Арип

Танирбергенов, Арип

Литература

казахский поэт, просветитель


Арип (Мухамедкарим) Танирбергенов (1856, Усть-Каменогорский округ Западно-Сибирского генерал-губернаторства, Российская империя — 14 июня 1924, Семипалатинская область, Киргизская Советская Автономная Социалистическая Республика в составе РСФСР) — казахский поэт, просветитель. Один из талантливых учеников и последователей Абая.

Биография

Родился в семье крестьянина-бедняка. В 11-12 летнем возрасте учился в аульном медресе, а затем, по выбору местного волостного управителя, учился в русской миссионерской школе в Семипалатинске. Одновременно посещал мусульманскую школу — медресе. В 1881 окончил Семипалатинское уездное училище. Во время учёбы в Семипалатинске познакомился с Абаем.

За время учёбы получил хорошее для того времени образование: владел родным и русским языками, мог читать на татарском, арабском, персидском и китайском языках; расширил свои знания об устном поэтическом творчестве родного народа, был знатоком поэзии Древнего Востока, а также русской и западноевропейской поэзии того времени. Подростком начал участвовать в айтысах, где одержал ряд побед. Его соперниками в поэтических состязаниях были акыны Кокпай, Асет, Боранбай, Куанышбай, Каумет и другие.

В 1882—1884 работал переводчиком в Сергиопольском уезде, в 1884—1887 — переводчиком в Российском посольстве в Чугучаке (Китай). Затем работал на почте в Копале, Бишкеке, Алма-Ате.

Похоронен в ауле Майлин Аягозского района Восточно-Казахстанской области Казахстана.

Творчество поэта

В молодые годы наряду с любовной лирикой, шутливыми песнями, сочинял поэмы-кысса на популярные сюжеты из «Тысячи и одной ночи». Учась у Абая, слушая его советы, развивал своё поэтическое дарование, обогащал содержание своих произведений.

Осмысление событий своего времени, осознание отсталости родного края побудили поэта встать на просветительский путь, указанный Абаем. Активно начал заниматься просветительской деятельностью, открыл у себя дома школу для детей, обучал их по мере возможности русскому языку, вёл занятия по русским учебникам. Увлекался восточной и русской литературой.

Оригинальное творчество поэта разнообразно: это и юмористические произведения «Давайте, снохи, говорите», и написанные на восточные сюжеты поэмы «Ходжа Гафан», «Тахир», «Зияда-Шахмурат», «Юсуф и Зулейха» и другие.

«Зияда-Шахмурат» (1884) опубликован несколько раз (1890—1912) Жакипом Байжигитовым в Казани. Дастан «Киса и Бахрам» вышел в свет в 1908 и 1912. Эти поэмы, несмотря на захватывающие приключения романтических героев, прославление возвышенных чувств, были далеки от реальной действительности. Позже поэт обратился к социальным проблемам, к изображению жизни казахского аула того времени. Вслед за Абаем он развивал в своем творчестве просветительские идеи, принципы демократии и гуманизма, осуждал чванство, жадность, зависть, невежество.

Дореволюционное творчество Танирбергенова пронизано реалистическими картинами из жизни казахского народа. Стихотворения «Кабанбаю», «Хаджи Серикбаю из Наймана», «Волостному Тарбеку» и другие описывают произвол и хищническую политику царской администрации и баев, показывают существующее социальное неравенство, угнетение женщин. Поэт призывал народ, особенно молодёжь, овладевать знаниями, стремиться к труду. Содержат призыв к знаниям стихи «О труде», «О науке», «Моим ученикам» и другие. Поэт сравнивает мир с океаном, науку — с кораблями. Согласно ему, сложный мир напоминает бушующий океан, который содержит в себе много тайн и богатств. Пользуются его благами лишь те, кто имеет хорошее исправное судно — науку. Значит, каждый человек должен иметь «свой прочный корабль», с помощью которого он познает тайны мира.

«Быстроногим тулпаром» называет поэт разум. Как у казахов резвый конь ценился очень высоко, и каждый джигит мечтал иметь скакуна, так и поэт сравнивает разум с этим бесценным богатством. По его мнению, разуму соответствует шесть качеств: доброта, честь, стыд, терпение, предосторожность.

В стихах, написанных на протяжении почти половины столетия, автор затронул самые различные вопросы общественно-политической и культурной жизни того времени. Его стихи глубоко философичны. В них поэт размышляет о скоротечности жизни, о бесполезности богатства, почёта и славы, которые исчезнут вместе с предсмертным вздохом человека. Как и Абай, он осуждал простое времяпровождение. Своим современникам он советовал изучать стихи Абая.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ