Степан Павлович Супрун (20 июля (2 августа) 1907 — 4 июля 1941) — советский лётчик-испытатель, военный лётчик-истребитель. Депутат Верховного Совета СССР.
Близкий друг Валерия Чкалова. Проводил испытания самолётов И-16, И-180, Як-1, И-21, ЛаГГ-1, ЛаГГ-3, Supermarine Spitfire, 2PA-L. Первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне (второй раз — посмертно).
Биография
Родился 20 июля (2 августа по новому стилю) 1907 года.
- 1913 — вместе с семьёй эмигрирует в Канаду, где живёт в Виннипеге.
- 1922 — по совету отца вступает в Лигу молодых коммунистов.
- 1925 — вместе с семьёй вернулся в СССР.
- 1929 — вступил в ряды РККА.
- 1930 — член ВКП(б), окончил школу младших авиационных специалистов.
- 1931 — окончил школу лётчиков при 83-м авиационном отряде (в Смоленске).
- 1933 — начинает службу лётчиком-испытателем НИИ ВВС РККА.
- 1937 — исключён из партии в связи с делом Гамарника, однако, благодаря положительной характеристике сослуживцев, восстановлен (в течение двух дней).
- 1937 — избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Севастопольского округа.
- 1937—1938 — в составе делегации посетил США.
- Июнь 1939 — январь 1940 — участвовал в национально-освободительной войне в Китае, на И-16 лично сбил 6 японских самолётов. Лётчики его группы сбили 34 вражеских самолёта, уничтожили более 20 самолётов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле. Свои потери составили 5 самолётов.
- 1940 — в составе комиссии по закупке авиатехники выезжает в Германию. Во время пребывания облетал самолеты Bf.109, Heinkel Не.100.
- 1941 — с началом Великой Отечественной войны приступил к формированию полка особого назначения, состоящего из лётчиков-испытателей. Командовал 401-м истребительным авиационным полком особого назначения, вооружённым самолётами МиГ-3. Воевал в составе 23-й смешанной авиадивизии.
- 30 июня 1941 — записка лётчика-испытателя, командира авиационного полка истребителей С. П. Супруна:
Чкаловская Дорогим родным. Сегодня улетаю на фронт защищать свою Родину, свой народ. Подобрал себе замечательных летчиков- орлов. Приложу все свои силы, чтоб доказать фашистской сволочи, на что способны советские лётчики. Вас прошу не беспокоиться. Целую всех. Степан. |
История гибели
Существуют несколько версий относительно гибели подполковника Супруна.
- Согласно первоначальной версии, 4 июля 1941, после того как немецкими истребителями был сбит его напарник старший лейтенант Остапов, подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, погиб в бою.
Супрун в разрыве облаков встретил немецкий бомбардировщик FW-200. Не разглядев из-за облаков сопровождающих истребителей, Супрун кинулся в атаку, сделал разворот влево, открыл свою грудь и был ранен пулей стрелка. С истребителя такого ранения он получить не мог! Тут же подоспели «мессершмитты». Фашисты сразу почувствовали, что имеют дело с советским асом. МиГ атаковал и поджёг один немецкий самолёт. Но тут и МиГ загорелся от вражеского снаряда. Напрягая силы и волю, Супрун повел свой самолёт к поляне у леса и сумел посадить его, однако в последний момент взорвались баки с остатками горючего и боеприпасы.
- Из донесений 23-й авиадивизии, в состав которой входил полк Супруна, о гибели Степана Павловича. Помощник начальника штаба капитан Андреев сообщил:
4 июля 1941 года подполковник Супрун в 13 часов вылетел во главе десяти самолётов МиГ-3 с задачей сопровождать СБ для бомбометания в районе Борисова. Супрун шёл впереди. На обратном пути после разведки его в строю не было.
- Существует и другая версия гибели лётчика. А. Н. Медведь, Д. Б. Хазанов, в своей книге «Истребитель „МиГ-3“» упоминают об отчёте, который был составлен начальником штаба 401-го иап Морозовым и подписанный командиром 23-й сад полковником В. Е. Нестерцевым: