Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Стампа, Гаспара

Стампа, Гаспара

Литература

итальянская поэтесса эпохи Возрождения, талантливая музыкантша, по некоторым предположениям бывшая куртизанкой, хотя в настоящий момент эта версия считается устаревшей


Гаспара Стампа (итал.  Gaspara Stampa; 1523 ?, Падуя — 23 апреля 1554, Венеция) — итальянская поэтесса эпохи Возрождения, талантливая музыкантша, по некоторым предположениям бывшая куртизанкой, хотя в настоящий момент эта версия считается устаревшей. При жизни популярной писательницей не была, её слава возникла в период романтизма, сегодня же она оценивается как самая значимая и выдающаяся из женщин-писательниц Ренессанса.

Биография

Родилась в Падуе между 1520 и 1525 годами, возможно, в 1523 году. Дочь купца Бартоломео Стампа, ювелира родом из Милана (прежде биографы считали, что она происходила из аристократической миланской семьи, но архивные исследования последнего века разрушили эту легенду, хотя некоторые продолжают считать, что её отец был отпрыском младшей ветви знатного рода).

Когда Гаспаре было восемь лет, её отец скончался, и её мать Чечилия, венецианка, вернулась в родной город вместе со своими детьми — Гаспарой, Кассандрой и Бальдассаре. Дети обучались литературе, музыке, истории и живописи. Девочки особенно блистали в пении и игре на лютне, возможно благодаря обучению у композитора Туттовале Менона. Также её учителем был композитор Периссоне Камбио, посвятившей ей ряд мадригалов, где он в частности писал, что «ни одна женщина в мире не любит музыку так, как вы, и ни одна не понимает её так, как вы». Гаспара была известна исполнением произведений собственного сочинения под музыкальный аккомпанемент, также она пела произведения Петрарки.

Брат Гаспары учился в университете Падуи и писал стихи, получившие одобрение знаменитых литераторов. Дом семьи Стампа превратился в литературный салон, в котором в 1535—1540 годах гостили многие венецианские писатели, художники и музыканты. Поклонниками Гаспары были представители знати, литераторы и художники. Так, Джироламо Парабоско, поэт и органист собора Св. Марка, включил в свою книгу Lettere amorose произведение, посвящённое Гаспаре. Франческо Сансовино посвятил ей своё переиздание «Амето» Боккаччо, а также несколько собственных произведений, в том числе Ragionamentro (1545), эссе об искусстве любви. Её друзьями был поэт Джованни Делла Каза, Ортенсио Ландо, Варчи, Доменичи, Спероне Сперони и другие. В академическом кружке (Accademia dei Dubbiosi) Стампа использовала псевдоним Анасилла (Anassilla) — в честь нимфы Анассы, который она использовала и в своих стихах.

Смерть брата в 1544 году сильно повлияла на Гаспару, и она решила стать монахиней. Однако после длительного кризиса она вернулась к обычной жизни в Венеции и увлеклась графом Коллатино ди Коллальто, роман с которым продлился три года — 1548—1551 годы. Именно ему посвящена большая часть дошедших до нас 311 её стихотворений. Отношения были разорваны в 1551 году, по-видимому, в результате охлаждения графа, возможно, благодаря его многочисленным отлучкам из Венеции. Гаспара была уничтожена.

Я так устала, так давно я жду, Так я изверилась в последней вере, Так плачу, сокрушаясь о потере, В таком мучительном живу аду, Что призываю смерть и, как в бреду, Немилосердной открываю двери. Молю укрыть в хранительной пещере И голову под серп её кладу. Но Смерть, смирив мой взор неколебимый, Глуха к мольбам свершить последний взмах — К призывам возвратиться глух любимый. Над морем солнце мечется впотьмах, Охвачено тоской неистребимой, А милый счастлив на своих холмах.

Она впала в состояние физической прострации и депрессии, но итогом этого периода стал ряд красивых, умных и страстных стихов, в которых она, наконец, берёт верх над Коллальто — хотя бы для себя. Поэзия, проникнутая мучительной душевной болью, помогла Гаспаре выжить и привела её к славе. Тем не менее, при жизни было опубликовано только три её стихотворения (№ LI, LXX и LXXV, в антологии современной поэзии Il sesto libro delle rime di diversi eccellenti autori, 1553). Особой славой как поэтесса она не пользовалась, хотя, по-видимому, некоторые из её стихов распространялись среди друзей, а к печати, возможно, готовилась книга Откуда в словаре Брокгауза и Эфрона по её адресу взялся эпитет «Сафо своего времени», не ясно. Современниками она превозносилась в основном за свои музыкальные таланты.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ