Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Смирнов, Игорь Иосифович

Смирнов, Игорь Иосифович

Литература

День рождения 06 мая 1937

прозаик, эссеист, публицист


Игорь Смирнов-Охтин (Смирнов Игорь Иосифович) (род. 06.05.1937, Ленинград) — прозаик, эссеист, публицист.

Биография

Отец — врач-стоматолог; мать — служащая. Житель блокадного Ленинграда. Окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) по специальности «инженер-строитель» (1959). Работал на инженерных изысканиях (1959—1962) и в строительном проектировании (1962—2000). Член Союза писателей Санкт-Петербурга, Союза российских писателей, литературный секретарь Международной федерации русских писателей. До 2000 жил в Ленинграде — Санкт-Петербурге, с 2000 — в Санкт-Петербурге и в Мюнхене.

Литературная деятельность

Сформировался как писатель в ленинградском андерграунде, в литературных объединениях при «Доме детской книги» и «Доме писателей» (ЛИТО Бакинского). Его творчество характеризует жанровое и стилистическое разнообразие, богатая, порой причудливая, фантазия, мастеровитость, отличная выделка текстов и… о чём, в каком жанре ни писал бы С.-О. — будь то традиционная беллетристика, эссе, сборник современных фацеций или «абсурдинок» — даже в якобы несерьёзных текстах «…смыслы торчат, как иголки из ежа» (Костырко С.).

Сочинять прозу начал в студенческие годы. При «Доме детской книги» для начинающих авторов издавался альманах «Дружба». В 1967 под псевдонимом Игорь Иг была напечатана сказка «Пятеро новосёлов», и с тех пор до 1975 в сборниках «Дружба» под тем же псевдонимом публиковались рассказы С.-О.

Но печататься удавалось лишь эпизодически. Существенным препятствием оказалась стилистическая индивидуальность С.-О., а также игровая, карнавальная природа большей части прозаических произведений. В 1969 «Лениздат» оставил без внимания рекомендацию «Конференции молодых писателей Северо-запада» (семинар Льва Успенского) об издании сборника рассказов.

Другой, более серьезной препоной был предосудительный, в понимании идеологической полиции, творческий и дружеский круг общения автора (писатели Вадим Нечаев, Андрей Арьев, Сергей Довлатов, Владимир Марамзин, Игорь Ефимов), а также его мировоззренческие позиции — полярные официальной догме. В силу последних обстоятельств окончилась провалом попытка издать в Детгизе отдельной книгой повесть в 7 авторских листов. Несмотря на прекрасные отзывы писателей Вольта Суслова и Аркадия Минчковского («Я прочитал талантливую повесть Игоря Охтина и не боюсь начинать рецензию столь решительным заключением, ибо это действительно так»), и активную поддержку писателя Радия Погодина, процедура пресеклась после подписания договора главным редактором. Как получилось выяснить Р. Погодину, имя С.-О. было в «чёрных списках», доступ к которым имели только директора издательств.

История с несостоявшейся книгой, на написание которой и последующие редакционные мытарства ушло шесть лет, и обнаружение факта своей «закрытости» стали кардинальной вехой в творческой жизни С.-О. Ему пришлось «пересчитать» литературную судьбу и окончательно осознать принадлежность литературному андерграунду.

Книги

С.-О. был принят (1982) в Творческое объединение литераторов «Клуб-81» (собравший литераторов «второй» культуры) и стал одним из авторов клубного сборника «Круг». А в 1979 была начата работа над романом, принципиально свободным от всяких идеологических пристрастий и тем самым не предназначавшийся для советских издательств. В 1991 роман «Кружится ветер…» (50 а. л.) был закончен. Это было уже время, когда автору, известному лишь в литературных кругах, опубликовать большое произведение ни на Западе, ни в своей стране было практически невозможно. Но журнал «Нева» отвёл всё же три своих номера для публикации (1994) журнальной версии. А ещё ранее по рукописи романа С.-О. приняли в «Союз писателей С.-Петербурга».

При всех неоспоримых достоинствах романа, главная его литературная значимость в том, что после Достоевского впервые появился в полной мере роман полифонический. Полифонизм не остался не замеченным. «Писатель, чутко расслышавший главную мелодию Достоевского, уразумевший его художественный опыт, понявший, как органично связаны детективность, скандальность, внутренний надрыв, психологическая прихотливость, напряженный юмор, полифоническая говорливость, ощущение человеческой тайны и любовь к разноцветной, изматывающеё, но драгоценной жизни, такой писатель (может, сам в том сомневаясь) так или иначе, а напоминает читателю: Истина Смерть Одолеет» (Немзер А. — С. 369). «…убедительное описание большой группы советских бесов в традиции Достоевского и Андрея Белого» (Крестинский А. — «Рекомендация в СП СПб»). «…это произведение, в котором прослеживаются традиции и полифонической и постмодернистской прозы, свидетельствует о зрелом мастерстве и твёрдой писательской руке» (Штемлер И. — «Рекомендация в СП СПб»).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ