Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Седова, Юлия Николаевна

Седова, Юлия Николаевна

Педагоги

русская артистка балета, в основном Мариинского театра, организатор гастролей, педагог-хореограф


Юлия Николаевна Седова (9 (21) марта 1880 года , Санкт-Петербург — 23 ноября 1969, Канны) — русская артистка балета, в основном Мариинского театра, организатор гастролей, педагог-хореограф. Иногда фамилия по первому мужу Седова-Шидловская, в эмиграции Седова-Ильина.

Биография

Окончила Императорское театральное училище в 1898 году. Ведущий педагог Энрико Чекетти поставил для неё и другой своей ученицы Любови Егоровой специальный выпускной спектакль «Урок танцев в гостинице», рассчитанный на демонстрацию хорошего владения техникой исполнения. Критика высоко оценила профессиональные навыки дебютанток, предсказывая им большое будущее, и была во многом права. Образцовое выполнение технически наиболее сложных фигур, вращений и прыжков, отмечалось критиками на всей протяжении не очень долгой сценической жизни Юлии Седовой. Сразу после поступления в Мариинский театр появилась на сцене во вставном номере подготовленном Э. Чекетти для своих воспитанников. В балет «Пахита» был введен Па де катр на музыку М.Ф. Келлера в котором кроме Ю.Седовой танцевали Л.Егорова, М. Обухов и М.Фокин.

Хотя с первых лет её пребывания в Мариинском театре, ей поручались значительные партии, её служебная карьера складывалась далеко не благополучно, только в 1916 году перед уходом в отставку она получила высшее в балетной карьере звание балерины. Для этого были причины субъективного характера, её откровенно не любил директор императорских театров В. А. Теляковский, который оставил в своих дневниках много нелестных отзывов о ней. Её обвиняли в склоках и интриганстве. Сейчас невозможно судить о объективности этих высказываний, особенно, если принять во внимание специфическую атмосферу отношений в петербуржском балете, которым фактически заправляла Матильда Кшесинская. Объективно можно говорить о том, что артистка имела предприимчивую деятельную натуру и видимо ладила с коллегами, о чём говорят многочисленные гастроли, которые она возглавляла. Однако кроме субъективных причин не вполне успешной карьеры, были и вполне объективные. Она имела крупнокостное сложение, широкие плечи, сильные мускулистые ноги с большими ступнями, поэтому добиваясь очень хороших результатов в сложных прыжках и вращениях проигрывала в пластике поз. Таким образом её внешние данные никак не устраивали избалованную петербуржскую балетную публику. В довершение к этому она не проявляла никакого артистического мастерства. Её мимическая игра сводилась к формальному выпонению поставленных режиссёром жестов. Похоже на то, что она и не понимала необходимости какой-то актёрской работы над образом.

Первой её значительной ролью на сцене Мариинского театра была исполненная 26 сентября 1899 года роль Терезы в балете «Привал кавалерии», на музыку Армсгеймера. Её партнёром был Михаил Фокин. Творческие установки будущего выдающегося балетмейстера в корне отличались от того, что демонстрировала на сцене его партнёрша. Однако ведущего балетмейстера Мариуса Петипа, который уже находился на склоне творческой карьеры, танцовщица с блестящими техническими данными вполне устраивала. В апреле 1900 года она исполнила главную роль Белой жемчужины, в балете Петипа на музыку Р. Дриго «Жемчужина». В этой роли она заменила виртуозную итальянскую артистку Леньяни и по отзывам критики продемонстрировала последние достижения итальянской балетной школы. Критика отмечала виртуозное исполнение фуэте, двойных и тройных пируэтов.

Диапазон ролей Юлии Седовой распространялся от комедии до трагедии, у неё не было определённого амплуа, в чём, возможно, проявилось пренебрежение артистической стороной. 9 апреля 1903 года она исполнила трагическую роль Низии в «Царе Кандавле». Критика осудила её исполнение роли из-за плохой артистической игры. В те же годы она репетировала в Мариинском театре с Евгенией Соколовой (вероятно, до 1904 года, когда Соколова ушла в отставку), занятия с выдающимся мастером классического танца много сделали для шлифовки мастерства балерины, её движения стали более пластичными и органичными. Техническая сторона её танца достигла высот классической школы, но это никак не повлияло на недостаток артистизма.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ