Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Санкритьяян, Рахул

Санкритьяян, Рахул

Литература

09 апреля 1893 - 14 апреля 1963

индийский писатель, учёный, общественный деятель и путешественник, которого называют отцом индийской травелогии


Рахул Санкритьяян (хинди ; 1893—1963) — индийский писатель, учёный, общественный деятель и путешественник, которого называют отцом индийской травелогии. Был одним из наиболее активно путешествующих учёных Индии, проведя в поездках сорок пять лет своей жизни. Он хорошо известен аутентичным описанием своих путешествий, например в очерке «Meri Laddakh Yatra» (рус. «Паломничество в Ладакх») Санкритьяян рассудительно представляет общую региональную, историческую и культурную специфику этого региона. Изначально став буддийским монахом (Bauddha Bhikkhu), в конце пришёл к социалистическому марксизму. Санкритьяян также был индийским националистом и участником национально-освободительного движения, за анти-британские сочинения и речи он был арестован и три года провёл в тюрьме. Он также был эрудитом и полиглотом (говорил на 36 языках). В 1963 году был награждён правительством Индии орденом Падма Бхушан.

Детство

Рахул Санкритьяян, чьё настоящее имя Кедарнатх Пандэй, родился 9 апреля 1893 года в селе Пандаха, Азамгарх, в семье религиозно настроенного крестьянина со скромным достатком. Родители Санкритьяяна умерли в раннем возрасте — мать в 28, а отец в 45 лет, — поэтому Санкритьяян воспитывался бабушкой. Его самые ранние детские воспоминания, по признанию самого Санкритьяяна, связаны с голодом 1897 года. Начальное образование получил в местном мектебе, где освоил Урду. Его одноклассниками были мусульмане-шииты. В процессе дальнейшей учёбы он освоил множество языков и искусство фотографии.

Взгляды на жизнь

Изначально Рахул Санкритьяян был увлечённым последователем учения Арья-самадж индийского теолога Даянанда Сарасвати. Санкритьяян не верил в существование Бога, но веру в реинкарнацию потерял не сразу. Только в более позднем возрасте его взгляды сдвинулись в сторону марксизма, после чего Санкритьяян отверг и концепцию реинкарнации, и веру в жизнь после смерти. Более подробно о философии писателя можно узнать из его двухтомника «Darshan-Digdarshan», который посвящён истории мировой философии.

Путешествия

В своих путешествиях Рахул Санкритьяян оказывался в совершенно разных частях Индии, включая Ладакх, Киннаур и Кашмир. Также он побывал во многих других странах, включая Непал, Тибет, Шри-Ланку, Иран, Китай и бывший Советский Союз. Несколько лет прожил в селе Parsa Gadh округа Саран штата Бихар, после чего входные ворота в эту деревню стали называться «ворота Рахула».

В основном, во время путешествий, Санкритьяян пользовался наземным транспортом, более того, некоторые страны он посещал нелегально; например однажды он посетил Тибет под видом буддийского монаха. В эту страну Санкритьяяном было совершено несколько поездок, из которых он вывозил в Индию ценные картины, пали и санскритские рукописи. Большинство из вывезенных им ценностей частично сформировали библиотеки университетов Викрамашила и Наланда. Большинство этих ценностей было вывезено в Тибет спасавшимися буддийскими монахами ещё в XII и последующих веках, когда вторгшиеся мусульманские армии уничтожали буддийские университеты в Индии. Некоторые источники утверждают, что однажды, для вывоза материалов из Тибета, Санкритьяян нанял двадцать два мула. В музее города Патна имеется целая отдельная экспозиция ценностей, привезённая Рахулом Санкритьяяном.

Творчество

Рахул Санкритьяян был многоязычным лингвистом, хорошо разбирающемся в нескольких языках и диалектах, включая хинди, санскрит, пали, бходжпури, урду, персидский, арабский, тамильский, каннада, тибетский, сингальский, французский, грузинский, украинский и русский. Кроме того, он был индологом, теоретиком марксизма и писателем. Он начал писать книги в возрасте двадцати лет. Его работы, в общей сложности их более ста, охватывают широкий круг вопросов, в том числе по социологии, истории, философии, буддизму, тибетологии, лексикографии, грамматике, фольклору, науке, драме и политике. Например, он перевёл Мадджхима-никая с пракрита на хинди.

Одна из самых известных его книг на хинди «Volga Se Ganga» («Путешествие от Волги до Ганга») — произведение в жанре исторической фантастики, в котором прослеживается миграция арийцев из азиатских степей в регионы по всей Волге. Затем их движение через Гиндукуш и Гималаи, расселение на Индо-Гангской равнине Индийского субконтинента. Книга начинается в 6000 году до нашей эры и заканчивается в 1942 году, когда Махатма Ганди основал движение «Прочь из Индии!». Книга была переведена на тамильский под названием «Valgavil irundu gangai varai», где до сих пор считается бестселлером. На каннада вышла под названием «Volga Ganga». Перевод на телугу («Volga nunchi Ganga ku») вдохновил многих читателей. «Volga muthal Ganga vare» в переводе на малаялам стал очень популярным среди молодых интеллектуалов штата Керала, где продолжает оставаться одной из самых читаемых книг своего времени. Бенгальская версия «Volga Theke Ganaga» до сих пор получает признание со стороны критиков.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ