Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Савельев-Ростиславич, Николай Васильевич

Савельев-Ростиславич, Николай Васильевич

Литература

русский писатель, автор целого ряда исследований преимущественно по истории и этнографии славянского племени


Николай Васильевич Савельев-Ростиславич (1815, Москва — 14 (26) октября 1854, Дьяковка, Курская губерния) — русский писатель, автор целого ряда исследований преимущественно по истории и этнографии славянского племени.

Биография

Родился в 1815 г. в дворянской семье Савельевы-Ростиславичи, родоначальником которой был болгарский князь Ростислав Страшимирович, потомок болгарской царской династии Шишманов.

Сведения о жизни Савельев-Ростиславич очень скудны. Питомец Московского университета по факультету нравственно-политических наук, он посещал лекции профессоров как своего, так и словесного факультета и еще на студенческой скамье накопил значительный запас знаний в области исторических наук. Главное внимание его привлекали, по его собственным словам, лекции профессоров: Терновского (по богословию), Ф. Л. Морошкина (по римскому праву), М. П. Погодина (по всеобщей истории) и М. Т. Каченовского (по русской истории и статистике), а также С. П. Шевырёв и М. Г. Павлова.

По окончании университета Савельев-Ростиславич с не меньшей ревностью продолжал занятия в выбранной им научной области и вскоре выступил на литературное поприще. Полузабытый еще при жизни, он умер 14 октября 1854 г. в дер. Дьяковке, Льговского уезда, Курской губерний.

Творчество

Николай Васильевич Савельев-Ростиславич был близким к славянофилам и одним из сторонников антинорманизма. Он напечатал (в 1837 г.) сначала подробный разбор курсов русской истории М. П. Погодина и Н. Г. Устрялова, а затем исследование под заглавием: «Димитрий Иоаннович Донской, первоначальник русской славы». Расцвет литературной деятельности Савельев-Ростиславич совпадает с серединой сороковых годов; Савельев-Ростиславич является одним из наиболее видных представителей того литературно-общественного направления, выразителем и объединительным центром которого был «Маяк» — журнал с тенденцией консервативного характера, не вполне, впрочем, ясно и последовательно выраженной.

Научно-литературная деятельность Савельев-Ростиславича прошла почти бесследно, несмотря на то, что результаты её определяются почтенной цифрой исследований, свидетельствующих о выдающейся начитанности автора их в исторической литературе и незаурядном знакомстве с первоисточниками. Дело в том, что у Савельев-Ростиславич не было определенной, строго выдержанной системы научно-исторического метода, и этот недостаток лишает его труды научной ценности. Савельев-Ростиславич обыкновенно причисляют к школе Венелина; главнейшие его сочинения посвящены научному обоснованию мысли о самобытности славян в Европе, причем он был одним из самых резких противников норманнской теории происхождения Руси, считал чистым вымыслом так называемое переселение народов и доказывал, что русские еще с V в. составляли обширное государство, занимавшее чуть не половину Европы. Конечно, для защиты таких рискованных гипотез Савельев-Ростиславич нередко должен был пренебрегать общепринятым методом при пользовании первоисточниками, и в этом кроется главная причина, почему его исследования не оказали никакого влияния на развитие исторической науки, а в своё время служили даже мишенью для небезосновательных насмешек. Пользуясь своей громадной начитанностью в первоисточниках и исторической литературе, Савельев-Ростиславич иногда удачно поражал слабые стороны своих противников, но в то же время в увлечении полемикой он незаметно и сам делал грубые хронологические ошибки, прибегал к лингвистическим натяжкам и т. д. Несмотря на его горячую пропаганду мысли о высокой роли славянского племени, Савельев-Ростиславич нельзя назвать славянофилом, так как он не разделял одного из основных положений славянофильской догмы — именно известного взгляда на Петра I и его реформый.

Его труды: «Славянский сборник» (1845), «Дмитрий Иоаннович Донской, первоначальник русской славы» (1837), «Древний и нынешний Переяславль-3алесский в историческом и статистическом отношениях» (СПб., 1848) и несколько статей в «Сыне Отечества», "Журнале Министерства народного просвещения " и др. Он оставил и двое сочинений в рукописях (из них один — по генеалогии дома Романовых).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ