Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Руднева, Стефанида Дмитриевна

Руднева, Стефанида Дмитриевна

Педагоги

музыкальный педагог, основатель и художественный руководитель студии музыкального движения «Гептахор» в Петрограде , методист по художественному воспитанию детей в Москве и Московской области


Стефанида Дмитриевна Руднева (7 (20) марта 1890, Санкт-Петербург — 25 августа 1989) — музыкальный педагог, основатель и художественный руководитель студии музыкального движения «Гептахор» в Петрограде (Ленинграде) (1914—1935), методист по художественному воспитанию детей в Москве и Московской области (1935—1956). Одна из старейших российских педагогов в области танцевальной работы с детьми, ей принадлежит основная заслуга в разработке метода музыкально-двигательного воспитания, с помощью которого она и её многочисленные ученики на протяжении многих десятилетий проводили занятия по художественному воспитанию детей.

Биография

Отец, Дмитрий Федорович Руднев (1849—1894) — сын небогатого помещика Владимирской губернии, участника заграничных походов Русской армии 1813—1814 гг. Федора Ивановича Руднева. Закончил Орловский кадетский корпус и Московское Александровское юнкерское училище; полковник артиллерии. В 1876 г. добровольцем сражался в Сербской армии за независимость Сербии и Черногории от Османской (Оттоманской) империи, для чего, как и другие русские добровольцы, подал в отставку из армии, впоследствии замененную «заграничным отпуском». В 1880-е гг. участвовал в военно-научной экспедиции в Китай, Монголию и Среднюю Азию под начальством генерала Свистунова. Д. Ф. Руднев был человеком высокой культуры, увлекался музыкой — играл на виолончели, организовал домашний камерный струнный ансамбль.

После смерти отца Стеню воспитывала мать, Варвара Дмитриевна (урожд. фон Дервиз; 1858—1943), одаренная и энергичная женщина. В. Д. Руднева была старшей дочерью в многодетной семье, где кроме неё было 7 сыновей. Получила домашнее образование — отец нанимал для неё учителей. Прекрасно владела основными европейскими языками. В 1877 г. Варвара Дмитриевна вышла замуж за артиллерийского офицера Д. Ф. Руднева, проходившего военную службу в Августове (Королевство Польское). После смерти мужа посвятила себя воспитанию детей — сыновей Андрея и Дмитрия и дочери Стефаниды.

Большое участие в воспитании С. Д. Рудневой принимал её дед по материнской линии Дмитрий Григорьевич фон Дервиз (1829—1916), видный юрист и государственный деятель, выпускник Училища правоведения в Санкт-Петербурге. Он был первым обер-прокурором кассационного департамента Сената, членом Государственного Совета, участвовал в разработке судебной реформы императора Александра II. Д. Г. фон Дервиз увлекался живописью, в своём доме на Фонтанке собрал коллекцию работ русских и итальянских мастеров.

В 1908 г. Стефанида Дмитриевна с золотой медалью окончила Литейную женскую гимназию в Санкт-Петербурге, а в мае 1915 г. — историко-филологическое отделение Петроградских высших женских (Бестужевских) курсов (по специальности «всеобщая история»). В сентябре 1917 г. после сдачи экзаменов историко-филологической испытательной комиссии при Петроградском университете ей был вручен диплом первой степени. По полученной специальности («история и археология античного искусства») С. Д. Руднева работала сначала внештатным, а с конца 1917 (после получения университетского диплома) по 1922 гг. — научным сотрудником Археологической комиссии Российской Академии наук, преобразованной в 1918 г. в Академию истории материальной культуры (Акмакульт).

Однако, делом всей жизни для С. Д. Рудневой стало искусство танца. Серьёзное увлечение античной культурой (под влиянием лекций профессоров Петроградского университета Ф. Ф. Зелинского и Б. В. Фармаковского на Бестужевских курсах) и новаторским искусством Айседоры Дункан, чьи концерты во время гастролей в Петербурге в 1907—1908 и 1913 гг. она неоднократно посещала (зимой 1908 г. Дункан выступала с ученицами своей Берлинской школы), послужили толчком для начала самостоятельной работы Рудневой и группы её единомышленниц-«бестужевок» (Н. А. Энман, Е. В. Цинзерлинг, Ю. Ф. Тихомировой, сестёр И. В. и К. В. Тревер, Н. В. Педьковой) над созданием метода музыкального движения.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ