Рованпера, Харри: биография
В декабре 2001 года Рованпера стал победителем традиционной Гонки чемпионов, проводимой в то время на острове Гран-Канария. В финале он выиграл у немца Армина Шварца со счётом 2:1 (два заезда проходили на раллийных автомобилях SEAT Crdoba WRC, а один — на ралли-кроссовой версии Saab 9-3 4x4). На более ранних стадиях соревнования одержал верх над бельгийцем Франсуа Дювалем (в полуфинале) и своим соотечественником Маркусом Гронхольмом (в четвертьфинале). За свою победу в личном зачёте был награждён титулом «Чемпион чемпионов» и Памятным трофеем Хенри Тойвонена.
В качестве поощрения за успешные выступления в предшествующем сезоне в 2002 году Рованпера получил возможность провести полный сезон в мировом первенстве (на асфальтовых этапах, которые всегда особенно трудно ему давались, Харри также стартовал за рулём автомобиля Peugeot 206 WRC, но представлял уже частную команду Bozian Racing). С 30 очками он завершил чемпионат на 7-м месте.
За исключением Ралли Кипра, на котором Рованпера занял 2-е место вслед за Петтером Сольбергом, сезон-2003 был полон неудач — в пяти из девяти проведённых гонок он сходил с дистанции и в итоге закончил чемпионат за пределами первой десятки пилотов. В ноябре руководство «французских львов» объявило о расторжении контракта с финским спортсменом.
К моменту начала следующего чемпионата у Рованпера не было соглашения ни с одной из команд. В феврале 2004 года коллектив Peugeot, однако, вновь призвал его под свои знамёна, и он выступил за рулём Peugeot 307 WRC на 11 гравийных этапах. Несмотря на то, что на новом автомобиле, созданном на базе купе-кабриолета 307 CC, неоднократно происходили технические неполадки (особенно часто выходили из строя гидроусилитель руля и коробка передач), Харри удалось продемонстрировать ряд высоких результатов и завершить сезон на 8-й позиции. В декабре Рованпера перешёл в заводскую команду Mitsubishi, где ему была отведена роль лидера и предоставлена возможность проехать все 16 этапов.
2005—2006: Mitsubishi и koda
На протяжении всего сезона-2005 Рованпера, будучи первым номером «Трёх бриллиантов», выступал достаточно стабильно — в 14 из 16 гонок он доезжал до финиша, в десяти из них набирал очки и по итогам чемпионата разместился на 7-й строке личного зачёта. В середине декабря команда Mitsubishi покинула чемпионат мира, и Рованпера временно остался без работы.
Пропустив начало сезона-2006, Харри вернулся в мировое первенство в последних числах марта. Подписав контракт с полузаводской командой Red Bull koda, финский гонщик проехал шесть европейских этапов. Сезон выдался откровенно слабым — на абсолютно неконкурентоспособном автомобиле koda Fabia WRC Рованпера обычно финишировал во втором десятке и не смог набрать ни одного зачётного очка. После 2006 года он больше не участвовал в чемпионате мира по ралли.
После чемпионата мира по ралли
В 2007 году Харри Рованпера принимал участие в чемпионате Финляндии по ралли-кроссу. В течение сезона он выступал на двух разных автомобилях — Ford Focus и Volvo S40. На обеих машинах зачастую возникали технические неисправности, мешавшие показать достойный результат.
Впоследствии Рованпера также испытал свои силы в гонках по бездорожью, выступив на нескольких ралли-рейдах в Мексике и США.
В 2013 году по приглашению латвийской команды RE Autoclub Рованпера принял участие в первом этапе чемпионата России поралли-рейдам — бахе «Северный лес», прошедшей 15—16 февраля в Ленинградской области. Харри управлял внедорожником Mitsubishi Pajero L2 и занял 9-е место в общем зачёте.
Результаты выступлений в чемпионате мира по ралли
Год | Команда | Автомобиль | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1993 | 1000 Lakes Rally | Opel Manta 2.0E | МОН | ШВЕ | ПОР | КЕН | ФРА | ГРИ | АРГ | НОЗ | ФИН Сход | АВС | ИТА | ИСП | ВЕЛ | — | 0 | |||
1994 | Harri Rovanper | Mitsubishi Galant VR-4 | МОН | ПОР | КЕН | ФРА | ГРИ | АРГ | НОЗ | ФИН 12 | ИТА | ВЕЛ | — | 0 | ||||||
1996 | Promoracing E.S.T.B. | Ford Escort RS Cosworth | ШВЕ | КЕН | ИНЗ | ГРИ | АРГ | ФИН Сход | АВС | ИТА | ИСП | — | 0 | |||||||
1997 | SEAT Sport | SEAT Ibiza GTI 16V | МОН 14 | ШВЕ | КЕН | ПОР Сход | ИСП Сход | ФРА | АРГ 8 | ГРИ | НОЗ Сход | ФИН 10 | ИНЗ 7 | ИТА 10 | АВС 10 | ВЕЛ 9 | — | 0 | ||
1998 | SEAT Sport | SEAT Ibiza GTI 16V | МОН 11 | ШВЕ Сход | 15 | 3 | ||||||||||||||
SEAT Ibiza GTI 16V Evo 2 | КЕН 5 | ПОР Сход | ИСП Сход | ФРА | АРГ Сход | ГРИ 15 | НОЗ 13 | |||||||||||||
Seat Crdoba WRC | ФИН 11 | ИТА Сход | АВС 11 | ВЕЛ 6 | ||||||||||||||||
1999 | SEAT Sport | SEAT Crdoba WRC | МОН 7 | ШВЕ 16 | КЕН 6 | ПОР Сход | ИСП 14 | ФРА 13 | АРГ Сход | ГРИ Сход | НОЗ Сход | 9 | 10 | |||||||
SEAT Crdoba WRC Evo2 | ФИН 5 | КИТ 5 | ИТА 16 | АВС 6 | ВЕЛ 3 | |||||||||||||||
2000 | SEAT Sport | SEAT Crdoba WRC Evo2 | МОН | ШВЕ 12 | КЕН | 9 | 7 | |||||||||||||
SEAT Crdoba WRC Evo3 | ВЕЛ 10 | |||||||||||||||||||
Harri Rovanper | Toyota Corolla WRC | ПОР 4 | ИСП | АРГ | ГРИ | НОЗ | ФИН 3 | КИП | ФРА | ИТА | АВС | |||||||||
2001 | Peugeot Total | Peugeot 206 WRC | МОН | ШВЕ 1 | ПОР Сход | ИСП | АРГ Сход | КИП Сход | ГРИ 3 | КЕН 2 | ФИН 4 | НОЗ 3 | АВС 4 | ВЕЛ 2 | 5 | 36 | ||||
H.F. Grifone | ИТА 11 | ФРА 7 | ||||||||||||||||||
2002 | Bozian Racing | Peugeot 206 WRC | МОН Сход | ФРА 11 | ИСП 7 | ИТА 9 | 7 | 30 | ||||||||||||
Peugeot Total | ШВЕ 2 | КИП 4 | АРГ Сход | ГРИ 4 | КЕН 2 | ФИН Сход | ГЕР Сход | НОЗ 2 | АВС 2 | ВЕЛ 7 | ||||||||||
2003 | Marlboro Peugeot Total | Peugeot 206 WRC | МОН | ШВЕ Сход | ТУЦ Сход | НОЗ Сход | АРГ 4 | ГРИ 6 | КИП 2 | ГЕР | ФИН Сход | АВС 7 | ИТА | ФРА | ИСП | ВЕЛ Сход | 11 | 18 | ||
2004 | Marlboro Peugeot Total | Peugeot 307 WRC | МОН | ШВЕ | МЕК 10 | НОЗ 5 | КИП ДСК | ГРИ 3 | ТУЦ Сход | АРГ 5 | ФИН Сход | ГЕР | ЯПО 6 | ВЕЛ 6 | ИТА Сход | ФРА | ИСП | АВС 2 | 8 | 28 |
2005 | Mitsubishi Motors Motor Sports | Mitsubishi Lancer WRC 05 | МОН 7 | ШВЕ 4 | МЕК 5 | НОЗ Сход | ИТА Сход | КИП 7 | ТУЦ 10 | ГРИ 6 | АРГ 5 | ФИН 7 | ГЕР 10 | ВЕЛ 4 | ЯПО 5 | ФРА 10 | ИСП 10 | АВС 2 | 7 | 39 |
2006 | Red Bull koda | koda Fabia WRC | МОН | ШВЕ | МЕК | ИСП | ФРА 12 | АРГ | ИТА 20 | ГРИ 12 | ГЕР | ФИН | ЯПО | КИП СходТУЦ 11 | НОЗ | АВС | ВЕЛ 9 | — | 0 |
Список побед
# | Сезон | Официальное название | Штурман | Автомобиль |
---|---|---|---|---|
1 | 2001 | 50th International Swedish Rally | Ристо Пиетиляйнен | Peugeot 206 WRC |