Харри Рованпера (фин. Harri Rovanper; родился 8 апреля 1966 года) — финский автогонщик, бывший участник чемпионата мира по ралли.
Известен по выступлениям за заводские команды SEAT (в 1997—2000 годах), Peugeot (2001—2004) и Mitsubishi (2005).
Демонстрировал хорошие результаты на этапах с гравийным и снежным покрытием. На асфальтовых ралли Рованпера не удавалось держаться в группе лидеров, что серьёзно осложняло его шансы в борьбе за высокие места в чемпионате мира.
В течение своей спортивной карьеры выступал с такими штурманами как Юха Репо и Войтто Силандер. Наиболее длительным и плодотворным было его сотрудничество с Ристо Пиетиляйненом.
Карьера
Харри Рованпера заинтересовался ралли в 6-летнем возрасте, а в 10 лет впервые сел за руль автомобиля. Гоночную карьеру он начал, однако, в довольно позднем возрасте — в 22 года. В 1989 году Харри принял участие в Jyvskyln Talviralli, проходившем в окрестностях его родного города — Ювяскюля. Выступив в паре со штурманом Йоуни Нярхи на автомобиле Sunbeam Avenger, Рованпера занял 6-е место в молодёжном классе «B». В последующие годы Рованпера накапливал соревновательный опыт, участвуя в чемпионате Финляндии.
Дебют финского спортсмена в чемпионате мира по ралли произошёл в августе 1993 года, когда он стартовал на своём домашнем этапе, ралли «Тысяча озёр». Та гонка закончилась для него сходом с дистанции из-за технической неисправности, возникшей на его Opel Manta. Через год Рованпера выступил более успешно, приведя Mitsubishi Galant VR-4 на финиш на 12-м месте в общем зачёте и 3-м — в группе N.
Первый большой успех пришёл к Харри в 1995 году — управляя автомобилем Opel Astra GSi 16V, он выиграл чемпионат Финляндии в малой группе «a».
В 1996 году Рованпера стартовал на нескольких этапах британского раллийного чемпионата и победил на Perth Scottish Rally, прошедшем 31 мая—1 июня в окрестностях шотландского Перта. Осенью того же года он получил приглашение выступать за заводскую команду SEAT Sport.
Чемпионат мира по ралли
1997—2000: SEAT
Получив в своё распоряжение SEAT Ibiza GTi 16V, Рованпера помог заводской команде SEAT Sport завоевать Кубок мира по ралли среди автомобильных производителей в классе F2 (автомобили с приводом на одну ось и атмосферным двигателем рабочим объёмом до 2000 см) в 1996, 1997 и 1998 годах. В сезоне-1998 он также набрал свои первые очки в WRC благодаря финишу на 5-м месте на Ралли Сафари. В августе 1998 года Рованпера вывел на старт Ралли Финляндии полноприводную турбированную версию SEAT Crdoba категории World Rally Car, пришедшую на смену модели Ibiza.
В 1999 году финский автогонщик провёл свой первый полный сезон в мировом раллийном чемпионате. Он несколько раз финишировал в очковой зоне, а в заключительной гонке чемпионата — Ралли Великобритании — впервые в карьере занял призовое место, став третьим. В целом, переход в высшую категорию раллийных автомобилей (World Rally Car) не позволил команде SEAT оставаться на лидирующих позициях — в сравнении с соперниками модель Crdoba WRC не отличалась высокой надёжностью и конкурентоспособностью. По окончании сезона SEAT и Рованпера прекратили регулярное сотрудничество, хотя в следующем году он ещё дважды выступил за испанский гоночный коллектив. Куда более успешными стали для Харри португальский и финский этапы сезона-2000. Выступая на Toyota Corolla WRC за частную команду Grifone, Рованпера занимает соответственно 4-е и 3-е места, демонстрируя тем самым способность практически на равных сражаться с лидерами. Благодаря высоким результатам Рованпера удаётся подписать контракт с топ-командой Peugeot.
2001—2004: Peugeot
В заводской команде Peugeot, завоевавшей в предыдущем сезоне чемпионские титулы в личном и командном зачётах, Рованпера отводилась второстепенная роль специалиста по этапам со снежным и гравийным покрытием. Дебютная гонка в составе «французских львов» принесла ему долгожданный и заслуженный триумф — в феврале 2001 года 34-летний Рованпера и его постоянный штурман, Ристо Пиетиляйнен, выиграли снежно-ледовое Ралли Швеции, одержав тем самым свою первую (и единственную) победу на этапах чемпионата мира. В течение сезона Харри ещё четыре раза финишировал в призовой тройке и, набрав в общей сложности 36 очков (ровно столько же, сколько и лидер команды — Маркус Гронхольм), завершил чемпионат на 5-й строке личного зачёта — всего в восьми очках позади британца Ричарда Бёрнса, завоевавшего титул.