Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Рованпера, Харри

Рованпера, Харри

Автоспорт

День рождения 08 апреля 1966

финский автогонщик, бывший участник чемпионата мира по ралли


Харри Рованпера (фин. Harri Rovanper; родился 8 апреля 1966 года) — финский автогонщик, бывший участник чемпионата мира по ралли.

Известен по выступлениям за заводские команды SEAT (в 1997—2000 годах), Peugeot (2001—2004) и Mitsubishi (2005).

Демонстрировал хорошие результаты на этапах с гравийным и снежным покрытием. На асфальтовых ралли Рованпера не удавалось держаться в группе лидеров, что серьёзно осложняло его шансы в борьбе за высокие места в чемпионате мира.

В течение своей спортивной карьеры выступал с такими штурманами как Юха Репо и Войтто Силандер. Наиболее длительным и плодотворным было его сотрудничество с Ристо Пиетиляйненом.

Карьера

Харри Рованпера заинтересовался ралли в 6-летнем возрасте, а в 10 лет впервые сел за руль автомобиля. Гоночную карьеру он начал, однако, в довольно позднем возрасте — в 22 года. В 1989 году Харри принял участие в Jyvskyln Talviralli, проходившем в окрестностях его родного города — Ювяскюля. Выступив в паре со штурманом Йоуни Нярхи на автомобиле Sunbeam Avenger, Рованпера занял 6-е место в молодёжном классе «B». В последующие годы Рованпера накапливал соревновательный опыт, участвуя в чемпионате Финляндии.

Дебют финского спортсмена в чемпионате мира по ралли произошёл в августе 1993 года, когда он стартовал на своём домашнем этапе, ралли «Тысяча озёр». Та гонка закончилась для него сходом с дистанции из-за технической неисправности, возникшей на его Opel Manta. Через год Рованпера выступил более успешно, приведя Mitsubishi Galant VR-4 на финиш на 12-м месте в общем зачёте и 3-м — в группе N.

Первый большой успех пришёл к Харри в 1995 году — управляя автомобилем Opel Astra GSi 16V, он выиграл чемпионат Финляндии в малой группе «a».

В 1996 году Рованпера стартовал на нескольких этапах британского раллийного чемпионата и победил на Perth Scottish Rally, прошедшем 31 мая—1 июня в окрестностях шотландского Перта. Осенью того же года он получил приглашение выступать за заводскую команду SEAT Sport.

Чемпионат мира по ралли

1997—2000: SEAT

Получив в своё распоряжение SEAT Ibiza GTi 16V, Рованпера помог заводской команде SEAT Sport завоевать Кубок мира по ралли среди автомобильных производителей в классе F2 (автомобили с приводом на одну ось и атмосферным двигателем рабочим объёмом до 2000 см) в 1996, 1997 и 1998 годах. В сезоне-1998 он также набрал свои первые очки в WRC благодаря финишу на 5-м месте на Ралли Сафари. В августе 1998 года Рованпера вывел на старт Ралли Финляндии полноприводную турбированную версию SEAT Crdoba категории World Rally Car, пришедшую на смену модели Ibiza.

В 1999 году финский автогонщик провёл свой первый полный сезон в мировом раллийном чемпионате. Он несколько раз финишировал в очковой зоне, а в заключительной гонке чемпионата — Ралли Великобритании — впервые в карьере занял призовое место, став третьим. В целом, переход в высшую категорию раллийных автомобилей (World Rally Car) не позволил команде SEAT оставаться на лидирующих позициях — в сравнении с соперниками модель Crdoba WRC не отличалась высокой надёжностью и конкурентоспособностью. По окончании сезона SEAT и Рованпера прекратили регулярное сотрудничество, хотя в следующем году он ещё дважды выступил за испанский гоночный коллектив. Куда более успешными стали для Харри португальский и финский этапы сезона-2000. Выступая на Toyota Corolla WRC за частную команду Grifone, Рованпера занимает соответственно 4-е и 3-е места, демонстрируя тем самым способность практически на равных сражаться с лидерами. Благодаря высоким результатам Рованпера удаётся подписать контракт с топ-командой Peugeot.

2001—2004: Peugeot

В заводской команде Peugeot, завоевавшей в предыдущем сезоне чемпионские титулы в личном и командном зачётах, Рованпера отводилась второстепенная роль специалиста по этапам со снежным и гравийным покрытием. Дебютная гонка в составе «французских львов» принесла ему долгожданный и заслуженный триумф — в феврале 2001 года 34-летний Рованпера и его постоянный штурман, Ристо Пиетиляйнен, выиграли снежно-ледовое Ралли Швеции, одержав тем самым свою первую (и единственную) победу на этапах чемпионата мира. В течение сезона Харри ещё четыре раза финишировал в призовой тройке и, набрав в общей сложности 36 очков (ровно столько же, сколько и лидер команды — Маркус Гронхольм), завершил чемпионат на 5-й строке личного зачёта — всего в восьми очках позади британца Ричарда Бёрнса, завоевавшего титул.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ