Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Рафаэлянц, Арам Назарович: биография

В 1933 году А. Н. Рафаэлянца переводят заместителем начальника Научно-исследовательский институт Гражданского воздушного флота по опытному самолетостроению и главным конструктором Самолетостроительного конструкторского бюро. Здесь он существенно модифицирует самолет Р-5 в пассажирскую машину для 4-х человек — ПР-5, способную обеспечить комфортные условия для пассажиров и летчика в условиях Крайнего Севера. Была улучшена аэродинамика самолета: громоздкий фюзеляж прямоугольного сечения был заменен на овальный с несущей работающей обшивкой и хорошо обтекаемой поверхностью. Верхнее крыло сдвинули на 100 мм назад для улучшения характеристик устойчивости. Между нижним крылом и фюзеляжем были установлены зализы, на колесах обтекатели. Пилотская и пассажирская кабины стали обогреваться, в них появились вентиляция и освещение, было установлено более совершенное радиооборудование. Испытательный полет осуществил 18 ноября 1934 году летчиком Ю. И. Пионтковский. ПР-5 стал первым гражданским самолетом, приспособленным к арктическим условиям.

Уже в феврале 1935 году по указанию О. Ю. Шмидта ПР-5, ведомый Героем Советского Союза В. С. Молоковым, с четырьмя пассажирами на борту, отправился на остров Диксон для испытания в Арктике. Полет проходил в сложных метеорологических условиях и в марте самолет благополучно приземлился на острове.

Несмотря на известную склонность А. Н. Рафаэлянца к конструкторской работе, начальник управления гражданского воздушного флота И. Ф. Ткачев направляет его главным инженером в Быковские авиаремонтные мастерские гражданского воздушного флота. По просьбе Рафаэлянца начальником становится И. Я. Елькин. Внедрив в это отсталое кустарное производство новые технологические процессы, они за два года превратили мастерские в современный Завод № 241.Это были годы, когда Народный Комиссариат авиационной промышленности (НКАП) не имел возможности уделять достаточного внимания гражданской продукции и завод уже не только ремонтировал, но и строил самолеты для гражданского воздушного флота: У-2 в различных вариантах, Р-5 «лимузин», ПР-5. В 1936 году прошел испытание первый, построенный на заводе самолет ПР-5, поднятый в воздух летчиком А. С. Шведовским. Завод построил почти 200 самолетов ПР-5, которые многие годы эксплуатировались на линиях Аэрофлота, включая заграничную авиалинию Улан-Удэ — Улан-Батор.

В 1937—1940 годах на Заводе № 241 по проектам А. Н. Рафаэлянца были построены пассажирские самолеты: четырехместный моноплан ПР-12, шестиместные РАФ-11 и РАФ-11бис. Последний прошел государственные испытания и был допущен к эксплуатации, но накануне Великой Отечественной войны доставка моторов МГ-31Ф для самолета была прекращена. Все усилия завода сосредоточились на выпуске серийной продукции.

Во время войны завод эвакуировался в Тюмень, где на базе крытого продуктового рынка начал выпускать десятиместные десантные планеры. В феврале 1943 года Рафаэлянца вызывают в Москву и назначают главным инженером Завода № 462, который занимался ремонтом самолетов поврежденных в боях. Уже через три месяца, в июне 1943 года по приказу Народного Комиссариата Авиационной Промышленности его направляют Уполномоченным НКАП по ремонту материальной части во 2-ую Воздушную армию, находившуюся в районе Курска, где намечалось решающее сражение. Среди всех самолетов были истребители Як-9. Они имели смешанную конструкцию — силовые элементы из дюраля, а остальное из дерева, фанеры и полотна. Случилось непредвиденное, во время боевых вылетов на крыльях истребителей обнаружилось растрескивание обшивки и срывы полотна. На прифронтовые аэродромы срочно были высланы бригады ремонтников.

С января 1944 года Рафаэлянца освобождают от работы Уполномоченным НКАП в Воздушных Армиях, несколько лет он занимал руководящие инженерные должности на заводах Министерства авиационной промышленности и Гражданского воздушного флота по восстановлению и развитию послевоенной авиационной промышленности.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ