Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Рафаэлянц, Арам Назарович

Рафаэлянц, Арам Назарович

Конструкторы

10 апреля 1897 - 03 марта 1960

советский авиаконструктор


Арам Назарович Рафаэлянц (10 апреля 1897, Тифлис — 3 марта 1960, Москва) — советский авиаконструктор.

Биография

Детство

Арам Назарович Рафаэлянц родился 10 апреля 1897 году в Тифлисе в семье беженцев из Турции, в которой было трое сыновей. Жили очень бедно. Образование смогли обеспечить только младшему — Араму. Он учился в Обществе попечения о детях, в Одноклассном городском училище, затем в 1915 году окончил Тифлисское Николаевское 3-е высшее начальное училище, обучение в котором приравнивалось к 4 классам мужской гимназии Министерства Народного Просвещения. Вечерами он стал работать помощником шофера у частных владельцев, а потом в гараже «Красного креста». В 1918 году во время эпидемии сыпного тифа умер отец, а за ним через месяц и мать.

Становление

А. Н. Рафаэлянц с юности увлекался самолетами. Несмотря на то, что в Грузии началась Гражданская война, еще в Тифлисе несколько раз поступал работать на заводы связанные с авиацией (4-ый Кавказский авиаотряд, завод Авиапарк), но из-за начавшихся межнациональных противоречий его дважды по национальному признаку увольняли с работы, и он был вынужден в 1919 году покинуть Грузию, уехать в Армению. Он поступил мотористом в 1-ый Авиаотряд Армении в крепости Карс. Но в Армении тоже шла Гражданская война. После того как крепость Карс отошла к Турции авиаотряд покидает ее и перебазируется в ту часть Армении, которая стала Советской Социалистической республикой в составе РСФСР. В Ереване происходит неожиданная встреча Арама с подругой детства Софьей, которая во многом повлияла на его убеждения. Софья Григорьевна Агаян, которая тоже вынуждена была уехать из Тифлиса, к моменту встречи уже состояла в коммунистической партии (б) и была членом женсовета при центральном комитете коммунистической партии (б) Армении. Арам Рафаэлянц тоже становится членом коммунистической партии (б) и бойцом Красной Армии. Арам и Софья глубоко верили, что участвуют в строительстве счастливого Коммунистического общества.

В качестве военкома Арам Рафаэлянц участвовал в возвращении ценностей Эчмиадзина из России в Армению. После успешного выполнения специальных заданий командования в 1922 году его командировали в Военно-Воздушную академию РККА им. Н. Е. Жуковского. В Москве, он опять встретил С. Г. Агаян, которую прислали на Всероссийское совещание заведующих отделов работниц и крестьянок. На этот раз их встреча закончилась женитьбой.

Деятельность по специальности

В Военно-воздушной академии А. Н. Рафаэлянц сразу же включается в работу добровольного Военно-научного общества и с его помощью, осуществляет давнюю мечту — проектирует и строит авиетку — РАФ-1. Это был один из самых легких самолетов, вес пустого самолета составлял всего 175 кг. В 1925 году самолет испытал, принимавший участие в его постройке летчик П. А. Вержбицкий. Авиетка РАФ-1 участвовала в III Всесоюзных планерных соревнованиях в Коктебеле, где она продемонстрировала хорошие качества по устойчивости и управляемости. К 5-ому курсу Рафаэлянц создает второй самолет, двухместный РАФ-2, в воздух его поднимает летчик Я. М. Садовский.

В 1927 году, получив после окончания Академии звание Военного инженера-механика Воздушного флота, А. Н. Рафаэлянц работает на заводах № 1, № 25, № 39 на должностях инженера-конструктора, помощника начальника Центрального конструкторского бюро, зам. директора по вооружению, становится председателем ОСОАВИАХИМа Завода № 39.

Помимо выполнения должностных обязанностей он разрабатывает проекты самолетов оригинальных схем: самолёта-автомобиля, летающего танка, двухдвигательного пассажирского самолета с плоским фюзеляжем; публикует результаты, проведенных им исследований, по прокатке стали «Энержав-6». В 1931 году по эскизам А. Н. Рафаэлянца и летчика Б. Л. Бухгольца была произведена модификация одного из лучших самолетов Н. Н. Поликарпова — разведчика Р-5. Самолет имел две открытых кабины — одну для летчика, другую для стрелка. Кабина стрелка была превращена в пассажирскую для двух человек со столиком посередине и багажным отделением. Обе кабины закрывались одним целлулоидным фонарем. Это был первый самолет-«лимузин» в стране. Испытал самолет летчик Б. Л. Бухгольц.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ