Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Рау, Генрих: биография

Часть улиц сохранила своё название:

  • улица в Бернбурге, Саксония-Анхальт;
  • улица в Котбусе, Бранденбург;
  • улица в Нойруппине, Бранденбург;
  • улица в Шёнебеке, Саксония-Анхальт;
  • улица в Штраусберге, Бранденбург;
  • улица в Эберсвальде, Бранденбург.

Рау был женат дважды, имел трёх сыновей и дочь. До 1960 года Рау, как и другие члены Политбюро, жил в особо защищённом секторе восточно-берлинского района Панков, его дом располагался на улице Маяковскиринг. В 1960 году он переехал в особое поселение Вайдзидлунг неподалёку от Вандлица. В 1963 году вдова Рау Элизабет вернулась на Маяковскиринг.

Когда известный немецкий политик и будущий Президент Германии Йоханнес Рау посетил собрание Социал-демократической партии в Эрфурте, проходившее в период объединения Германии, он был представлен как «премьер-министр Генрих Рау». Услышав это, он иронически заметил, что Генрих Рау был «Министром торговли, швабом и коммунистом», в то время как сам он не был ни одним из трёх.

Комментарии

  1. Король посчитал недопустимым пролитие крови во имя собственного суверенитета, поэтому штурм дворца стал практически бескровным. Толпа беспрепятственно обезоружила базировавшийся неподалёку отряд безопасности. Тем не менее, один из охранников был жестоко избит одним из революционеров в самом дворце. Другие участники штурма воспрепятствовали дальнейшему насилию и перевязали раны пострадавшего. Всё ещё популярный в массах король остался невредимым — см. Kohlhaas, 1967, стр 199—209.
  2. Артур Криспин и Ульрих Фишер, министры от Независимой социал-демократической партии, симпатизировали коммунистам во время их штутгартского восстания в январе 1919 года. Позже они были лишены министерских портфелей — см. Kohlhaas, 1964, стр 16-17.
  3. Коммунисты имели широкое представительство на штутгартских фабриках. Например, на выборах в рабочий совет предприятия Daimler-Motoren-Gesellschaft, состоявшихся в марте 1920 года, кандидаты от Коммунистической и Независимой социал-демократической партий получили около трёх четвертей голосов. Схожие результаты наблюдались и на выборах в орган, ставший предшественником рабочего совета. Структура политических предпочтений на фабрике Рау в те годы была сопоставимой — см. Michel, 1996, стр. 217—220.
  4. В 1936 году были созданы пять Интербригад, которые получили названия Одиннадцатой, Двенадцатой, Тринадцатой, Четырнадцатой и Пятнадцатой. Возможно, таким способом военное руководство пыталось устрашить врага —см. Krammer, 1969.
  5. В пользу этой гипотезы говорят некоторые факты. По данным Карлоса Энгеля, Рау сменил Штаймера 3 ноября 1937 года (см. Engel, 1999). С другой стороны, в официальном докладе одного из бывших офицеров Густава Синды, сделанном в 1940 году в Москве, сообщалось, что Рау принял полномочия только в январе 1938 года, когда Штаймер отбыл в Москву. Это утверждение Синды находится в полном соответствии с официальной версией советских властей. При этом в докладе Синды имелись и другие данные, которые были выгодны для СССР с точки зрения информационной политики. Например, Синда говорит о Гансе Кале как о первом командире бригады, забывая упомянуть его предшественника Манфреда Штерна, попавшего в опалу (см. Brun, 1999). Сам Синда исполнял обязанности Рау после того, как тот был ранен. Позже политические соратники Рау и Штаймера с удивлением относились к их вражде, возникшей, видимо, ещё в Испании (см. Niemetz, 2006, стр. 51). Тогда же появились слухи о том, что Штаймер мог убить комиссара бригады Ганса Баймлера по приказу советского наркомата внутренних дел (см. Thomas, 1977, стр. 366, 482, 488). Эту версию поддерживала близкая к Баймлеру Антония Штерн (см. источник).
  6. В течение последних двух лет войны созданием подпольной организации занимались заключённые советские офицеры и ветераны испанской гражданской войны. О мятеже в Маутхаузене писал Франц Далем, в то время член нелегального «Международного лагерного комитета». Ссылаясь на советского полковника Шанцшеева, он утверждал, что тогда было создано одиннадцать боевых подразделений, три из которых были укомплектованы советскими заключенными, три — немецкоязычными, в том числе один — австрийскими, ещё один отряд был сформирован из франкоязычных пленных. Испания, Польша, Чехословакия и Югославия также были представлены одним подразделением. 5 мая лагерный комитет отдал приказ о начале мятежа (см. Woitinas, 1977, стр. 24). По мнению историка Эриха Войтинаса, Рау сыграл ключевую роль в восстании (см. Woitinas, 1977, стр. 23-24).
  7. В феврале 1948 года по решению СССР комиссия была наделена компетенцией, «далеко выходившей за рамки экономических нужд» (см. Weitz, 1997, стр. 350).
  8. Государственные предприятия и владельцы очень небольших сберегательных счетов (до 100 рейхсмарок) могли обменять валюту по курсу 1:1. Владельцы счетов, на которых находилось до 1000 рейхсмарок, могли получить новую валюту по курсу 5:1, в то время как частные предприятия и граждане, располагавшие более крупными суммами на счетах, получали марки ГДР по курсу 10:1 (см. Roesler, 2008, стр. 821). Тем не менее, попытка применения этого правила абсолютно ко всем частным фимам, среди которых был крупный банк Garantie- und Kreditbank AG, принадлежавший СССР, провалилась. Получив от советских властей письмо с резким протестом, Рау позволил банку обменять деньги по курсу 1:1 (см. Karlsch, 1993, стр. 211).
  9. Председателем Совета был Отто Гротеволь. Генеральный секретарь партии Вальтер Ульбрихт занимал пост первого заместителя председателя. Когда и Гротеволь, и Ульбрихт работали за рубежом, например, в Москве, Рау исполнял функции премьер-министра (см. Current notes on international affairs, 1952, стр. 724). Вместе с тем, статусом заместителя председателя Совета обладали ещё несколько чиновников, в том числе два представителя партий Национального фронта. По некоторым данным, Гротеволь в разговоре со Сталиным говорил об их незначительности (см. Osterman, 2001, стр. 29).
  10. В то время Ульбрихт управлял Политбюро на правах первого среди равных, оставаясь при этом главой Секретариата ЦК. При этом Политбюро фактически обладало более широкими возможностями, чем Секретариат. Функции Секретариата сводились к реализации решений Политбюро на уровне партийного аппарата. В частности, Секретариат занимался вопросам агитации, пропаганды и партийной печати. Особенно важным являлось то, что Секретариат мог определять карьерные перспективы части кадрового состава партии. Политбюро оставляло за собой право назначать членов на ряд особо значимых позиций, в то время как остальные должности комплектовались Секретариатом (см. Amos, Politik und Organisation der SED-Zentrale (2003), стр.105-107). Вследствие этого Секретариат был одним из главных властных ресурсов Ульбрихта, некоторые немецкие политики называли его «Бюро-Ульбрихт» (нем. "Bureau Ulbricht"). С другой стороны, позиции Ульбрихта в Политбюро были не столь крепки, и он всеми способами пытался компенсировать это за счёт расширения компетенции Секретариата. В 1953 году внутренняя политическая борьба достигла пика, и Политбюро потребовало ликвидации Секретариата (см. источник). Позже Ульбрихт добился большего веса в Политбюро, и полномочия утратившего свой политический потенциал Секретариата были сокращены до прежних (см. Amos, Politik und Organisation der SED-Zentrale (2003), стр. 346). Следует отметить, что через некоторое время характер отношений Политбюро и Секретариата ЦК вновь изменился. С 1959 года все должности в Секретариате распределялись исключительно членами Политбюро. Достаточно привычным стало участие тех или иных политиков в работе обоих органов. К тому времени работа Секретариата могла быть даже более эффективной, чем работа комиссий Политбюро.
  11. Карл Ширдеван, ставший членом Политбюро в 1953 году, писал, что 19 июня того же года представитель СССР в ГДР Владимир Семёнов спрашивал его об Ульбрихте и Рау. Ширдеван отозвался об Ульбрихте положительно, но сказал, что в условиях необходимой замены Рау будет наиболее перспективным кандидатом (см. Schird, 1994, стр. 55). Через несколько лет Ширдеван стал политическим соперником Ульбрихта и проиграл ему.
  12. Глава Совета министров Гротеволь, видимо, не участвовавший в конфликте, на протяжении всего заседания сделал для себя лишь несколько записей.
  13. Главный соперник Ульбрихта в партии и близкий товарищ Рау Франц Далем был смещён Ульбрихтом ещё несколько месяцев назад — причиной стало сотрудничество с американским гражданином и советским шпионом Ноэлем Филдом (см. источник). В 1956 году Далем был реабилитирован и одним из первых представлен к медали Ганса Баймлера, вручаемой ветеранам испанской гражданской войны. Награждение Далема прошло на церемонии, организацию которой курировал Рау. По иронии судьбы медаль получил и Рихард Штаймер, подозреваемый в убийстве Баймлера (см. источник).
  14. Особую поддержку Ульбрихту оказал Никита Хрущёв. Руководителю ГДР повезло и в том, что за несколько дней до его визита произошёл арест Лаврентия Берии, который выступал своего рода наставником министра госбезопасности ГДР Вильгельма Цайссера. Этот факт пробудил в Ульбрихте желание лично управлять безопасностью страны. Вскоре он инициировал создание отдела безопасности при ЦК партии и контролирующей комиссии при Политбюро, которой управлял самостоятельно (см. MfS, 2003, стр. 31). В дальнейшем Ульбрихт не допускал до избрания в Политбюро ни одного министра госбезопасности. В 1960 году Ульбрихт преобразовал свою комиссию по безопасности в Национальный совет обороны ГДР. Возможности новой организации выходили далеко за пределы прямой ответственности Политбюро.
  15. ЦК, юридически высший партийный орган, в действительности часто лишь поддерживал решения Политбюро. Однако на Пятнадцатой сессии ЦК, где присутствовали некоторые крупные советские чиновники, в том числе Михаил Суслов, Ульбрихт резко критиковал Херрнштадта и Цайссера (см. Amos, Politik und Organisation der SED-Zentrale (2003), стр. 292). Ульбрихту удалось укрепить своё положение в Политбюро и получить подтверждение статуса главы партии от ЦК. При этом Генеральный секретарь партии по советскому образцу стал именоваться Первым секретарём.
  16. Одним из источников разногласий между двумя политиками стала фигура Фрица Шенка, личного ассистента Лейшнера. В 1957 году он бежал в ФРГ, где стал ярым критиком политики Социалистической единой партии. В частности, он предал огласке некоторые личные заметки Лейшнера (см. Schenk, 1962, стр. 111—114).
  17. Министерство машиностроения существовало на протяжении нескольких лет, однако 1 января 1953 года оно было разделено на три ведомства: министерство тяжёлого машиностроения, министерство общего машиностроения и министерство транспортного и сельскохозяйственного машиностроения. В ноябре министерство снова было объединено, и именно тогда портфель получил Рау. В 1955 году министерство снова подверглось реорганизации, в результате которой были восстановлены министерства тяжёлого и общего машиностроения (см. Mhlfriedel, Wiessner, 1989, стр. 189).
  18. Термин «межгерманская» в этом контексте обозначал торговые отношения с ФРГ.
  19. Термин «торговая миссия» был изобретён ГДР для демонстрации дипломатического контакта. Впоследствии торговая миссия могла стать полноценной дипломатической миссией (см. Bock, Muth & Schwiesau, 2004, стр. 91).
  20. Как правило, Политбюро выносило решения, предварительно разработанные профильным специалистом. Рау выступал в качестве специалиста по внешней политике. Разработкой повседневных решений в области внешней политики занимался специальный отдел ЦК — Отдел по внешней политике и международным отношениям, ведущие работники которого входили и в комиссию Рау. Отдел занимался координацией различных вопросов, в частности, информационным обеспечением решений Политбюро (см. Amos, Politik und Organisation der SED-Zentrale (2003), стр. 398—401, 487). В тот период Министерство иностранных дел фактически было подчинено структурам ЦК и Политбюро. Однако должность министра по-прежнему считалась престижной, и для демонстрации демократического разнообразия до 1965 года министром иностранных дел назначался представитель одной из партий Национального фронта. Единственное исключение из правила составил Антон Акерманн, ставший, ко всему прочему, первым председателем Комиссии по внешней политике в 1953 году. Он исполнял обязанности министра иностранных дел после ареста христианского демократа Георга Дестингера.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ